АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» подвела итоги мониторинга инвестиционной активности транспортных проектов в субъектах РФ, реализуемые с применением механизма государственно-частного партнерства за второе полугодие 2019 года.
Основной вектор реализации транспортных проектов, в т.ч. проектов государственно-частного партнерства, задает Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (энергетической и транспортной) до 2024 года. Из 750 проектов, упомянутых в плане, 92% формируют транспортную часть. Правительство РФ планирует привлечь порядка 6,5 трлн. руб. , причем - 51% - это внебюджетные инвестиции.
Вторым документом, определяющим положение дел в транспортной сфере, является Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» (далее – БКД), объем средств которого с 2019 по 2024 годы составит 4,78 трлн руб. Для финансирования БКД в 2019-2024гг. планируется привлечь 199,7 млрд. руб. из внебюджетных источников.
Главной транспортной новостью осени 2019 года стал ввод в эксплуатацию последних участков трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург», тем самым ознаменовав окончание строительства одного из самых значимых транспортных проектов ГЧП в России.
На конец 2-ого полугодия 2019 года в России в транспортной сфере на различных стадиях реализации на муниципальном, региональном и федеральном уровнях находится 193 ГЧП-проекта (на конец 1-ого полугодия 2019 года – 173 проекта).
Изменение числа проектов за полугодие произошло преимущественно за счет муниципальных проектов, которые ранее не были представлены в базе Росинфра. Число федеральных проектов сократилось на один, что связано с приостановкой дальнейшего развития проекта ВСМ Москва-Казань.
Наиболее распространённой формой реализации ГЧП-проектов остается концессия: больше половины проектов (64%) реализуются либо планируются к реализации на основе концессионного соглашения (115-ФЗ). Второй по популярности формой ГЧП является корпоративное партнерство – 10% от всех проектов реализуются по этой форме. Почти столько же проектов реализуются на основе договора аренды с инвестиционными обязательствами (18 проектов), главным образом это проекты категории автомобильные дороги, мосты и тоннели. Далее следуют инвестиционные соглашения (7% от общего числа проектов) и проекты договора аренды муниципального имущества (об этой категории проектов будет сказано позже); 4% - реализуются на основе действующих соглашений о ГЧП в соответствии с региональным законодательством (уже заключенные соглашения).
Несколько транспортных проектов не попали в статистику за второе полугодие 2019 года ввиду изменения формы реализации проекта. В большинстве случаев речь идет о переквалификации концессионного соглашения в госконтракт (44-ФЗ). К таким проектам относятся «Строительство автодорожного мостового перехода через реку Упу» (Тульская область), «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Обход города Волгограда. Южная часть» (Волгоградская область), два федеральных проекта по строительству платной автомобильной дороги в обход Аксая (1024-1091 км трассы М4 «Дон») и реконструкции федеральной автомобильной дороги M-1 «Беларусь» на участке км 33 – км 132», проект «Строительство участка северо-восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе» (г. Москва) и проект «Строительство мостового перехода через реку Волхов на автомобильной дороге «Подъезд к г. Кириши» (Ленинградская область).
В распределении по отраслям лидируют проекты автомобильных дорог, мостов, тоннелей: таких проектов во втором полугодие 74 (38%). Эта категория еще и самая значительная с точки зрения общего объема инвестиций. Это чуть больше 2 трлн. руб. (или около 42% всех инвестиций в транспортные проекты ГЧП) .На втором месте по числу проектов – технологические комплексы обустройства автомобильных дорог (15% от общего числа проектов), к которым прежде всего относятся системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД и комплексы весогабаритного контроля. Однако, по объему инвестиций данная категория занимает только седьмое место (77,6 млрд.руб.), в то время как второй по значимости выступает железнодорожная инфраструктура – на нее приходится 719 млрд. руб. Также, в отраслевом срезе заметны 18 проектов категории «авиационная инфраструктура и транспорт» (444 млрд. руб.) и 14 проектов общественного городского транспорта (427 млрд. руб.).
В 57 из 85 субъектов Российской Федерации на той или иной стадии находятся транспортные проекты ГЧП. Два региона-лидера по числу проектов – г. Москва (24 проекта) и Московская область (20 проектов) – составляют более 50% от всех проектов Центрального ФО. На третьем месте находится Санкт-Петербург (13 проектов), в Северо-западном ФО и Тюменская область (18 проектов) в Уральском ФО. Далее следуют Нижегородская и Самарская области (5 и 7 проектов соответственно). По четыре проекта реализуются на территориях Амурской области, Новосибирской области, Пермского края, Воронежской и Рязанской областей. В Ивановской и Тульской областях, а также в Краснодарском крае реализуется по три проекта.
Подводя итог мониторинга, отметим, что рынок ГЧП-проектов в транспортной сфере в 2019 году демонстрирует умеренный рост. Продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, направленное на создание более определенных условий для частной стороны в государственно-частном партнерстве. Появляются новые перспективные направления развития ГЧП в транспортной сфере.