Главная - Пресс-центр - Новости - 2020 - Июнь - Первое в России электрическое пассажирское судно спустили на воду в Санкт-Петербурге

Первое в России электрическое пассажирское судно спустили на воду в Санкт-Петербурге

27 июня

27 июня в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск на воду катамарана "Эковольт". Это первое в России электрическое пассажирское судно, построенное коллективом ООО "НПК Морсвязьавтоматика" в сотрудничестве с Министерством промышленности и торговли РФ. На его разработку и строительство ушло 1,5 года. Впервые оно было представлено в Санкт-Петербурге на выставке "Нева-2019".

Судно предназначено для речных туристических прогулок. Оно вмещает 60 пассажиров и способно пройти 8 часов по маршруту без дополнительной зарядки с крейсерской скоростью до 7 узлов. Максимальная скорость может быть увеличена до 15 узлов. Главные системы речного катамарана разработаны и построены коллективом самого предприятия. Инновационным “Эковольт” является еще и потому, что при создании судна применялись уникальные для судостроения технологии. Среди них - лазерная резка элементов корпуса и стыковка по принципу “шип-паз”, разработка технологичного и негорючего утепления корпуса судна, применение топкоута для окраски алюминиевого корпуса и другие.

В мероприятии приняли участие директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Борис Кабаков, председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Кирилл Поляков, ио генерального директора Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ирина Герун, председатель Совета Директоров Национальной Резервной Корпорации Александр Лебедев, директор предприятия Андриан Правдин и другие гости.

“Представленное судно задумывалось, в первую очередь, как туристическое для того, чтобы достойно показать гостям наш красивый и современный город. Задумывая судно, мы сразу же отказались от классических моделей верфей как исключительно сборочного производства. Уникальность нашего проекта состоит в том, что в рамках одного предприятия мы объединили компетенции и по строительству корпуса судна, и по производству сложнейших судовых систем. Это позволило получить конкурентоспособный продукт. Россия получила замкнутую и масштабируемую технологию строительства полностью электрических судов и сопутствующую береговую инфраструктуру. Мы уверены, что экологичность, малая шумность, комфорт для пассажиров, низкие операционные затраты наших судов будут оценены эксплуатантами. Это создаст рыночный спрос на водный электротранспорт российского производства”, - сказал Андриан Правдин, поблагодарив всех, кто принимал участие в реализации проекта.

Председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Кирилл Поляков заверил, что у “этого проекта большое будущее”.

“В рамках тех задач, которые ставит губернатор города, по повышению экологичности транспорта это принципиально новое качество транспортного обслуживания. Три типа судов, которые планируются производить на электрической тяге, позволяют полностью удовлетворить спрос всех перевозчиков, которые возят как на дальние расстояния, так и на прогулки по рекам и каналам. Конечно, комфорт нахождения на электрическом судне принципиально отличается от дизельных аналогов”, - сказал Кирилл Поляков.

В свою очередь директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Борис Кабаков рассказал, что Министерство оказывало поддержку компании.

“Надо отметить, что эта инициативная разработка предприятия. Мы готовы при заказе этих судов применять те меры поддержки, которые у нас есть в государственной программе. Надеемся, что эта платформа будет развиваться и дальше”, - сказал Борис Кабаков.

Кроме этого, в рамках мероприятия состоялась церемония закладки первого быстроходного катамарана "Экокрузер" для туристко-пассажирских перевозок гостей Санкт-Петербурга в Петергоф. Сразу после церемонии был подписан контракт на поставку 5 электрокатамаранов “Экокрузер” для туристической линии Эрмитаж - Петергоф между предприятиями - ООО "НПК «Морсвязьавтоматика", Водоходъ, EMPERIUM. Со стороны "EMPERIUM" документ подписал учредитель и председатель Совета Директоров Национальной Резервной Корпорации Александр Лебедев.

В 2019 году разработки специалистов НПК поддержала в качестве инвестора Национальная Резервная Корпорация (основатель и владелец - Александр Лебедев). В рамках проекта "EMPERIUM" была разработана целая линейка современных высокотехнологичных пассажирских судов на электрической тяге, в том числе быстроходный энергоэффективный катамаран река-море «Экокрузер» пассажировместимостью до 120 кресел и крейсерской скоростью до 23 узлов, монокорпусный "Ситивольт" для передвижения по внутренним городским рекам и каналам вместимостью до 80 пассажиров, морское электрическое судно с парусом из солнечных батарей, а также электрический автомобильно-пассажирский паром. Все электросуда сопоставимы по цене с традиционными дизельными аналогами, но значительно превышают их по эффективности эксплуатации и при этом являются продуктом востребованных сегодня "зелёных технологий". Серийное производство всех типов судов будет осуществляться на собственной верфи "EMPERIUM" в Ленинградской области. Использование промышленного 3D принтера (140х70 метров), производящего корпуса методом ультразвуковой наплавки углеродной нитью, позволяет выпускать до 30 судов в год.

Напомним, что Дирекция совместно с ООО "НПК «Морсвязьавтоматика" разработала Концепцию внедрения пассажирских судов на электротяге на водных маршрутах Санкт-Петербурга. Сейчас она направлена на согласование в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, а также в иные заинтересованные организации. Одной из основных целей реализации Концепции является создание зарядной инфраструктуры для судов на электротяге. В ходе работы, в том числе, были предложены 6 основных маршрутов для их обслуживания судами, работающими на электротяге; разработан перечень мер государственной поддержки для трех типов судов Cityvolt, Ecovolt, Ecocruiser.

ООО "НПК Морсвязьавтоматика" была основана в 2005 году в Санкт-Петербурге российскими частными лицами. Компания специализируется на производстве электроники, судового приборостроения, металлообработки, высокоточного станкостроения и пропульсивных систем.