Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области провела ежегодное социологическое исследование. В ходе его было опрошено 5010 жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Им задавались вопросы, касающиеся состояния и развития транспортной системы двух регионов.
За прошедший год структура предпочитаемых видов транспорта у жителей почти не изменилась. Наиболее популярным по-прежнему остается наземный общественный транспорт – 46,7% (в частности автобус – 41,2%), легковой автомобиль – 32,5% и метро – 27,2%. Исключение составляет пригородный электротранспорт, который опустился с третьего с конца места на последнее, уступив трамваю и троллейбусу.
В этом году отмечается падение числа удовлетворенных пассажиров всеми видами транспорта. Это можно объяснить введением ограничительных мер в связи с эпидемиологической обстановкой: сокращение рейсов, увеличение интервалов, сокращение времени работы транспорта и другие.
Что касается наземного общественного и коммерческого транспорта, то пассажиры больше всего удовлетворены количеством остановочных пунктов (84,3% и 84,4% соответственно), удобством оплаты проезда (81% и 77,6% соответственно). При этом не удовлетворены интервалом движения (9,8% и 9,1% соответственно), информационными сервисами на остановках (8,5% и 11,7% соответственно) и удобством расписания (8,3% и 6,9%).
В пригородном электротранспорте в большей степени пассажиров устраивают количество остановочных станций (89,1%), безопасность и удобство оплаты проезда (87%). По сравнению с прошлым годом больше всего сократилась доля удовлетворенных интервалом движения (на 14,5%), вместимостью (на 8,8%) и удобством расписания (на 8,3%).
Как и в прошлые годы, в метро положительно оценили интервал движения поездов (96,6%), удобство расписания (96%), обустройство станций (94,5%) и безопасность в вагонах (94,3%).
В этом году впервые в исследование был включен блок об удовлетворенности велоинфраструктурой. Наиболее проблемными вопросами являются наличие необходимой велоинфраструктуры (32,7% неудовлетворенных) и мест парковки велосипеда (23,1%).
Также впервые в этом исследовании Дирекция узнала мнение жителей насчет доступности транспортной инфраструктуры среди маломобильного населения (инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди, которым требуется помощь, а также пассажиры с детскими колясками). Лишь 10,9% среди всех опрошенных считают себя маломобильными (4,6% определяют себя как пассажиров с детьми, которым необходима коляска, 4,1% относят себя к инвалидам, 1,6% — к пожилым людям, которым нужна помощь при пользовании транспортом и 0,6% — к людям с временно или постоянно ограниченными возможностями здоровья).
Наиболее популярным видом транспорта у маломобильных граждан является метро – 67,8%, наземный общественный транспорт – 56,3% (в частности автобус – 40,8%) и легковой автомобиль – 33,9%.
Чуть меньше половины маломобильных пассажиров (46,8%) приходилось сталкиваться с проблемами транспортной инфраструктуры. Чаще всего о наличии проблем доступности транспортной инфраструктуры говорили пассажиры с детьми, которым необходима детская коляска (67,4%), реже всего — пожилые люди, нуждающиеся в помощи при пользовании транспортом (25%). Больше половины опрошенных (52,9%) сообщили, что столкнулись с проблемами доступности транспортной инфраструктуры при использовании коммерческого транспорта. Чуть меньшая доля отметили автобус (47,1%) и метро (45,1%).
Также жители высказали свои предложения по улучшению транспортного обслуживания. По их мнению, необходимо строить новые автодороги (36,1%) и расширять существующие (31,9%). Тройку лидеров замыкает предложение по созданию новых автобусных маршрутов (29,9%). 32% опрошенных сообщили, что ни при каких обстоятельствах не готовы пересесть на общественный транспорт. В прошлом году категорично настроенных автомобилистов было 45%. Интересно, что самым популярным условием перехода на общественный транспорт стал ответ «поломка автомобиля» (41%), при том, что в предыдущие годы исследования этот вариант был в аутсайдерах или вообще не назывался. В этом году значительно (на 13%) повысилась важность наличия удобного маршрута общественного транспорта. В два раза (с 26% до 13%) до уровня 2018 года снизилась значимость материального положения в вопросе перехода на общественный транспорт. При этом несколько сократилось влияние стоимости бензина и пробок / времени в пути.
Оценивая дорожную инфраструктуру, жители Санкт-Петербурга остались недовольны качеством дорожного покрытия (7%) и шириной проезжей части (5,3%). Позитивная динамика отмечена для наличия и вместимости парковок у дома/работы (рост на 6,3%). В целом, жителей субъекта устраивают информационные указатели (76%), дорожные знаки (74,8%), светофорное регулирование (73,8%).
В Ленинградской области общая удовлетворенность дорожной инфраструктурой почти не изменилась (60,5% в 2019 году и 61,4% в 2020 году). Качеством дорожного покрытия недовольны 9,3%, при этом доля удовлетворенных этим параметром увеличилась на 4,5%. Шириной проезжей части недовольны 6,6%, а информационными указателями – 2,2% (сократилась на 2,7%).
В завершение отметим заметную тенденцию к снижению числа автовладельцев по результатам опроса за 2018-2020 годы. Доля тех, кто положительно ответил на вопрос о наличии автомобиля, снизилась с 39% в 2018 году до 32% в 2020 году.
Добавим, что результаты проведенного социологического исследования будут направлены в исполнительные органы власти обоих субъектов в качестве рекомендаций.