Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области подготовила мониторинг инвестиционной привлекательности транспортных проектов в субъектах РФ, которые реализуются с применением государственно-частного партнерства. В документе представлены основные итоги развития ГЧП-проектов в сфере транспорта за первое полугодие 2020 года.
На сегодняшний день в России на разных стадиях реализации находятся 192 ГЧП-проекта в сфере транспорта. Большинство из них относятся к региональному уровню (64%). На втором месте – муниципальные проекты (22%), затем идут проекты федерального уровня.
Наиболее распространенной формой реализации ГЧП-проектов по-прежнему остается концессия. На ее основе реализуются или планируются к реализации 106 проектов (55% от всего числа проектов).
Отметим, что в первом полугодии 2020 года изменилась структура распределения общего объема инвестиций по уровням реализации проектов. В конце прошлого года инвестиции были сконцентрированы преимущественно на федеральном уровне, то в 2020 году федеральные и региональные проекты занимают примерно равные доли (1,95 трлн. руб. и 1,99 трлн. руб. соответственно). Это связано с обновлением статуса некоторых проектов и включением новых федеральных проектов.
За счет включения в мониторинг новых ГЧП-проектов в отраслевом срезе не произошло существенных изменений. По-прежнему подавляющее большинство ГЧП-проектов приходится на автодорожную инфраструктуру (38% от числа проектов). Они лидируют не только по количеству, но и по объемам инвестиций. 15% проектов реализуется в области технологических комплексов обустройства автомобильных дорог (системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД и комплексы весогабаритного контроля). Проекты по строительству объектов железнодорожной инфраструктуры немногочисленны, но относятся к наиболее дорогостоящим: средняя стоимость проекта составляет 66, 4 млрд. руб.
Неизменным лидером среди федеральных округов по числу и объему транспортных ГЧП-проектов остается Центральный федеральный округ. Северо-Западный федеральный округ занял второе место по объему инвестиций.
В свою очередь, на региональном уровне выделяются г. Москва (25 проектов) и Московская область (18 проектов). В Северо-Западном федеральном округе – г. Санкт-Петербург (13 проектов).
Первое полугодие 2020 года обозначило новые вызовы, с которыми уже столкнулись или еще столкнутся субъекты Российской Федерации при реализации ГЧП-проектов, в том числе в транспортной сфере. Прежде всего, речь идет о влиянии пандемии вируса COVID-19 на российскую экономику и тех реалиях, в которых предстоит теперь действовать участникам ГЧП-соглашений.
Для справки:
На данный момент на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области реализуется или планируется к реализации 14 проектов. Общий размер инвестиций составляет 560,2 млрд. руб. (14% от общего объема инвестиций в транспортную инфраструктуру с использованием механизмов ГЧП). Половина проектов (7 из 14) уже построены и эксплуатируются в настоящее время. Значимыми для двух регионов являются действующие объекты - Западный скоростной диаметр, Трамвайная сеть в Красногвардейском районе («Чижик»), Комплекс аэропорта «Пулково».