К концу 2020 года на территории России в транспортной отрасли реализуются или планируются к реализации 192 проекта ГЧП и квази ГЧП. Общий объем инвестиций по указанным проектам составляет порядка 3,9 трлн рублей.
Во втором полугодии 2020 года число проектов осталось прежним, но размер инвестиций в проекты ожидаемо уменьшился: последствия вируса COVID-19 и введенные из-за него ограничения в первые шесть месяцев 2020 года ощущались не в полной мере.
Большинство проектов относятся к региональному уровню (63%). На втором месте – муниципальные проекты, их доля в общем показателе увеличилась и составляет практически одну четверть от общего числа проектов. Затем идут проекты федерального уровня.
Также стоит отметить изменение соотношения объемов инвестиций в проектах по уровням их реализации: 2,1 трлн рублей сосредоточено в проектах регионального уровня (примерно 53%), что на 5% выше, чем в прошлом полугодии. Сократилась доля федеральных проектов (с 48% в первом полугодии до 44% во втором полугодии).
Данные изменения отражают текущую ситуацию на рынке: возрастает потребность именно в региональной инфраструктуре, а федеральные проекты «откладываются» по причине необходимости значительных вложений федеральных средств, которые перераспределяются на другие сферы и на уже реализуемые проекты.
Концессия по-прежнему остается преобладающей формой реализации транспортных проектов ГЧП. На ее основе реализуются или заявлены к реализации 109 проектов (56%), которые включены в мониторинг за второе полугодие 2020 года. Данный показатель больше показателя за первое полугодие.
В отраслевом срезе наблюдается увеличение числа проектов категории общественного городского транспорта. Особо стоит отметить канатные дороги. В России растет интерес к этим проектам, и данный вид транспортной инфраструктуры все чаще рассматривается как полноправная замена традиционным видам общественного транспорта. Только за последнее полугодие заявлено 2 новых проекта по созданию канатных дорог – «Воздушное метро» в г. Перми и канатная дорога в г. Ростове-на-Дону. Кроме этого, в категории общественный транспорт остаются востребованными проекты по созданию линий скоростных трамваев и строительство умных остановочных павильонов.
Укрепил свои позиции Северо-Западный федеральный округ за счет 4 новых проектов в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Архангельской областях.
На Санкт-Петербург и Ленинградскую область приходится 19 проектов, размер инвестиций по которым достиг к концу года 617,6 млрд руб. (16% от общего объема инвестиций в транспортную инфраструктуру с использованием механизмов ГЧП). Почти половина проектов (8 из 19 проектов с объемом инвестиций 345 млрд руб.) уже построены и эксплуатируются в настоящее время.
В будущем будут реализованы:
- проект трамвайной линии «Купчино-Шушары-Славянка» (строительство линии начнется в августе 2021 года),
- проект первого этапа Широтной магистрали скоростного движения (дополнительное соглашение о строительстве подписано в рамках Транспортной недели - 2020).
Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, наблюдается положительная динамика развития транспортных проектов ГЧП. За второе полугодие включены в статистику 15 новых проектов, а также заключено 4 новых соглашения на сумму более 43 млрд рублей, одно из которых на федеральном уровне. За исключением единичных случаев рынок ГЧП проектов в транспорте остается устойчивым.