Сегодня под руководством губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко состоялось заседание Морского совета при городском правительстве. В нем приняли участие заместитель главнокомандующего ВМФ России, вице-адмирал Александр Федотенков, заместитель Министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, члены правительства Санкт-Петербурга, представители исполнительных органов власти, общественных объединений и предприятий города.
В рамках заседания с докладом о состоянии и перспективах морского, речного и яхтенного туризма в Санкт-Петербурге выступил глава АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков.
По его словам, обладая огромным потенциалом, позволяющим принимать не менее 40 000 судозаходов ежегодно, Санкт-Петербург пока посещает порядка 60 яхт в год. Но учитывая удобное географическое положение, наличие огромного количества водных объектов и границу с такими «яхтенными державами» как Финляндия и Эстония, развитие яхтинга в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - сегодня крайне актуально.
По результатам проведенной Дирекцией работы в 2015 году, был выявлен ряд проблем, препятствующих развитию яхтинга на территории двух субъектов. Во-первых, это недостаточное количество пунктов пропуска через госграницу РФ. Сегодня МПП «Выборг» прекратил свою работу по обслуживанию яхтенных судов ввиду ведомственных разногласий, а также разногласий позиций арендодателя и арендатора по данному объекту. Росграница планирует строительство пункта пропуска на Сайменском канале (в районе 5 шлюза), однако данные работы начнутся только в 2016 году. Единственным ближайшим действующим пунктом пропуска является Форт Константин, находящийся более чем в 300 км от Сайменского канала. Его расположение ориентировано на прием транзитных судов или судов, направляющихся непосредственно в Санкт-Петербург, минуя все Восточное побережье Финского залива.
Во-вторых, отсутствие инфраструктуры для обслуживания и стоянки яхтенных судов. Единственными пригодными для яхтинга являются Восточное побережье Финского залива и стоянки островов Ладожского озера. И если в Ленинградской области существуют объекты для потенциального развития, то уже в Карелии — они практически отсутствуют.
В-третьих, несовершенство законодательства, регламентирующее деятельность плавучих заправочных станций. В 2014 году изменились требования контролирующих органов («Речмортранснадзор») к процедурам оформления ПЗС. И если на 2014 год их было 24 в СПб и ЛО, то сейчас их число резко сокращается. В соответствии с Правилами Российского речного регистра к плавучим заправочным станциям предъявляются требования по аналогии с нефтяными терминалами и бункеровочными базами, требующие соответствующего лицензирования, в том числе на перевалочную и погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте. В связи с тем, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует само понятие «несамоходные плавучие заправочные станции» (ПЗС), соответственно отсутствует и однозначный список разрешительных документов для их эксплуатации и эксплуатации плавучих заправок для маломерных судов в целом. «Существующее законодательство и правила влекут за собой серьезное увеличение расходов на оформление всех требуемых документов и получение лицензий, и как следствие неготовность частного бизнеса нести такие расходы, что также влечет за собой сокращение числа ПЗС, - заявил Кирилл Поляков. - Для разрешения сложившейся ситуации необходима направленная инициатива, в том числе от органов государственной власти субъектов».
Кирилл Поляков также обозначил ряд задач, необходимых для решения в 2016 году: в первую очередь, это разработка комплексной программы по развитию водного туризма и спорта двух регионов с учетом всех проблемных вопросов, имеющихся в этой области, в том числе нормативно-правового регулирования и создания новых элементов инфраструктуры. Также важно изучить совместно с ведомственными органами возможности открытия Южного побережья Финского залива для осуществления яхтенных походов и определить места перспективной стоянки иностранных яхт на расстоянии комфортного дневного перехода (не более 30 морских миль друг от друга). Это позволит продлить имеющийся маршрут из Финляндии в Санкт-Петербург до республики Эстония и открыть его для «семейного» водного туризма. И наконец, необходимо развитие о. Гогланд как перспективного объекта яхтенной инфраструктуры и туристического центра. Сегодня его территория находится в ведомстве Министерства обороны РФ и является закрытой. Однако благодаря своей богатой истории и исключительным природным особенностям данный объект уже сейчас вызывает интерес для посещения, как у российских, так и у иностранных туристов.
Кроме того, в рамках заседания, Кирилл Поляков призвал обратиться в Правительство РФ с предложением разрешить иностранным туристам нахождение в России в течение 72 часов и более для тех, кто прибывает в Петербург не только на паромах круизных судах, но и на собственных яхтах. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поддержал эту идею.
Напомним, Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга является постоянно действующим координационным органом при Правительстве Санкт-Петербурга, способствующим обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, предприятий и организаций в области морской деятельности.
Целью деятельности Морского совета является создание условий для реализации в Санкт-Петербурге национальной морской политики Российской Федерации и формируемой на ее основе государственной политики Санкт-Петербурга в области морской деятельности.