Один из крупнейших велопроектов Европы - маршрут EuroVelo - объединяет локальные, региональные маршруты. Так, например, EuroVelo13 простирается на более чем 10 тысяч километров от Баренцева до Черного моря, пересекая территорию Ленинградской области. В проект вовлечены уже 20 стран, и европейские велотуристы надеются, что Россия тоже станет частью этого маршрута. Однако, мы не можем просто начать агитировать жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области пересесть на велосипеды, для этого должен быть принят соответствующий комплекс мер. О том, как поэтапно сделать велосипед неотъемлемой частью транспортной системы, жизни города и области российские и международные эксперты обсудили в Доме Финляндии 29 октября.
В своем вступительном слове генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков обратил внимание, что Дирекция не отстает от общемировых трендов на экологические виды транспорта и здоровый образ жизни, и тоже занимается развитием приграничного велотуризма. Один из наших проектов – первая в России международная велодорожка «Светогорск – Иматра в рамках программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия – Россия». Тем более, что результаты социологического опроса показали, что 55% респондентов, не совершающих в настоящее время поездки на велосипеде, готовы начать ездить на велосипеде при создании благоприятных условий, а 70% совершающих поездки – готовы делать это чаще. «Россия и Финляндия – ближайшие соседи. Несколько лет назад во время Петербургского международного экономического форума один из крупнейших представителей бизнеса нашей страны прокомментировал, как будут развиваться деловые отношения между предпринимателями России и ЕС: можно развестись с мужем или с женой, но нельзя развестись с соседом. Мы останемся партнерами навсегда», - заявил Кирилл Поляков.
С приветственным словом выступил директор по транспорту Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии Юрки Кархула,который призвал всех собравшихся поддержать велодвижение своим примером.
Рубен Лундерслоут, партнер голландской компании «Loendersloot Groep» отметил, что Нидерландам и Дании понадобилось 30-40 лет для того, чтобы изменить образ мышления жителей этих стран и сделать велосипед частью образа жизни, также для этого нужен комплексный подход. Рассмотрев несколько велосипедных маршрутов между Россией и Финляндией, он и его коллеги разработали рекомендации для организации комфортных и безопасных поездок. Рубен Лундерслоут обратил внимание, что в Голландии детей к велосипедам приобщают с 2-х лет, в нашей стране необходимо в первую очередь приручить жителей к велосипеду, как виду транспорта. В скором времени с развитием электровелосипедов и других альтернативных видов транспорта – изменится видение мобильности движения.
Юсси Кайласто - руководитель подразделения транспортной системы, Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии и Нико Пало, менеджер проектов по направлению «Умная мобильность», Ramboll Group рассказали о лучших практиках создания велосипедной инфраструктуры в Финляндии. Для развития велоинфраструктуры в городах необходимы большие финансовые вложения, к сожалению, фонды и государственные программы не могут обеспечить достаточное финансирование этой сферы. 40 млн. евро направлено на развитие велодвижения с 2019 -2022 в Финляндии. Нико Пало отметил, что перед городом Хельсинки поставлена задача увеличить количество велосипедистов к 2020 году на 15%. Он также затронул тему пространственной эффективности: на месте одного автомобиля может разместиться 4 велосипеда, которые смогут довезти из одного пункта в другой большее количество человек, не принося вред экологии.
Начальник Управления по ГЧП и внешним связям Дирекции Ольга Потифорова сообщила, что в этом году количество пересечений границы между Финляндией и Россией составит более 33 тыс., что показывает интерес туристов обеих стран, несмотря на то, что трасграничный велосезон длится всего 5 месяцев. На сегодняшний день главное препятствие для увеличения туристического потока – отсутствие велоинфраструктуры на территории города и области, велопарковок, возможности комбинирования с другими видами транспорта и низкий уровень безопасности. Вместе с велосообществами Дирекцией разработана карта планируемых международных, региональных и местных велосипедных маршрутов. Ольга Потифророва поддержала голландских коллег о необходимости комплексного подхода, который бы включал в себя технический, поведенческий и управленческий компоненты. Необходимо, чтобы велодорожки были учтены в документах стратегического планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для реализации предложенной Дирекцией дорожной карты мероприятий необходимо установить четкие сроки и ответственных за реализацию поставленных задач.
Ольга Потифорова обратила внимание всех участников семинара на важность целевых ориентиров: У Хельсинки поставлена задача увеличить количество велосипедистов к следующему году, а у Санкт-Петербурга протяженность веломаршрутов.
Презентации докладчиков семинара вы можете скачать здесь