14 марта Ольга Потифорова, начальник управления по ГЧП и внешним связям АНО "Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области" выступила в рамках первой практической конференции для бизнеса «Государственно-частное партнёрство — 2019».
Конференцию открыл исполнительный директор ЛО ТПП Игорь Муравьёв, который признал лидерство Петербурга по части реализованных проектов ГЧП и отставание от него Ленобласти (17-е место по России против 1-го).
Конференция состояла из трёх сессий, на каждой из которых один и тот же предмет — ГЧП — обсуждался с разных точек зрения: госпартнёра, частного партнёра и подрядчика.
Первую сессию, посвящённую позиции государственного партнёра, открыл управляющий партнёр консалтинговой группы G3 Игорь Елисеев. Он отметил, что государство, будучи крупнейшим владельцем активов, управляет этими активами весьма неэффективно и заинтересовано в привлечении бизнеса для повышения этой эффективности. Со своей стороны бизнесмены, по наблюдениям спикера, с намного большим доверием относятся к власти и стремятся совместно с нею делать какие-то проекты. «Но когда бизнес приходит и предлагает свои инициативы, возникает много сложностей. Бизнесу надо быстро построить и начинать зарабатывать. А государству надо соблюсти процедуру», — подчеркнул Игорь Елисеев.
Слово взял заместитель председателя комитета по инвестициям Евгений Васильев, который как раз отвечает в комитете за вопросы ГЧП. Он отметил, что, вопреки обывательскому представлению, по которому в Петербурге реализованы в партнёрском формате только ЗСД и Пулково, есть ещё и трамвай «Чижик», построенный в партнёрстве города и группы ЛСР.
«Конечно, городу хочется реализовать побольше проектов в форме ГЧП. В 2017–2018 годах был бум конкурсов на реализацию разных инфраструктурных проектов. Но одно дело мы хотим, а другое — эффективность каждого конкретного проекта. Следующим проектом, который мы планируем запустить в ближайшее время, будет ещё один скоростной трамвай, который соединит метро Купчино, микрорайон Славянка и Шушары. Другое направление ГЧП — развивать общественные пространства, минимизируя финансовое участие города.
Ольга Потифорова, начальник управления ГЧП Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, поделилась с коллегами статистикой ГЧП-проектов двух регионов. По её словам, мониторинг официальных сайтов регионов страны, а также данных Росстата, показывает, что к концу 2018 года в России реализуется 178 ГЧП-проектов в сфере транспорта на общую сумму 4,3 трлн рублей.
Большинство из них — концессионные соглашения, но есть 9% корпоративных партнёрств (в основном при сооружении транспортно-пересадочных узлов). Развитие «умных» городов сегодня занимает существенную часть ГЧП на транспорте: 20% всех проектов (34 штуки по всем регионам), причём это проекты до 1 млрд рублей, то есть доступные для реализации сравнительно средним бизнесом.По словам Ольги, её АНО занимается развитием ГЧП в общественном транспорте: «Если в автодорогах уже есть понимание экономики, потому что выросло уже поколение консультантов, проектировщиков, строителей, которые это умеют делать, то в общественном транспорте это ещё предстоит».
Завершил сессию Александр Бутовский, заместитель гендиректора института «Стройпроект», который выступает техническим консультантом проектов ГЧП для самых разных участников: и госпартнёров, и концессионеров, и подрядчиков (именно он проектировал ЗСД). По его словам, для реализации любого проекта ГЧП нужна прежде всего политическая воля: «Без воли первого лица и его команды проекты ГЧП, мягко говоря, не летят». Потому что много есть вещей непредсказуемых, возникающих проблем, которые не решить, если у чиновников воля направлена на «как бы чего не вышло».
https://newprospect.ru/konferenciya-gchp-2019-fotoreportazh