По итогам прошедшего в июне в рамках Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT круглого стола «Развитие велосипедного движения и инфраструктуры для велосипедистов» Дирекция подготовила резолюцию, в которой отражены основные предложения, касающиеся создания условий для дальнейшего развития велодвижения в России.
Велосипедный транспорт должен быть интегрирован в транспортную систему Российской Федерации в качестве полноценного вида транспорта – к такому выводу пришли эксперты в результате дискуссии. Для реализации этой задачи необходим комплексный подход, включающий гармоничное взаимоувязанное развитие трех ключевых компонентов: технического, поведенческого, управленческого.
Технический аспект включает в себя развитие велосипедной инфраструктуры. Разработка комплексных схем организации дорожного движения является мощным рычагом для создания инфраструктуры, адаптированной под нужды велосипедистов. В частности, при разработке планов и схем развития велосипедной инфраструктуры необходимо учитывать результаты анализа статистических данных о велосипедных передвижениях, научных и социологических исследований, а также реальные потребности конечных пользователей, выявленные на основе привлечения общественности и представителей велосипедных сообществ. Также в Дирекции считают необходимым законодательное закрепление элементов велосипедной инфраструктуры в документах территориального планирования и проектирования.
В рамках обсуждения поведенческого компонента выявлено, что велосипедисты не воспринимаются другими участниками дорожного движения как равноправные его участники, в то время как существует тенденцию к активному росту числа велосипедистов. Отсутствие сформированных правильных поведенческих моделей и незнание правил дорожного движения в части велосипедного транспорта как водителями, так и велосипедистами и пешеходами приводит к росту количества ДТП.
Управленческий компонент представляет собой организацию и правовое регулирование, а также совместные действия сторон, заинтересованных в развитии велосипедного движения. Стороны пришли к выводу, что создание инфраструктуры и работы с участниками дорожного движения недостаточно для обеспечения полноценного развития велосипедного движения. Дирекцией предложено включить задачу по развитию велосипедного транспорта в документы стратегического планирования всех уровней, в которых должны быть установлены ориентиры социально-экономического развития велосипедного транспорта, а именно количество поездок на велосипеде и количество людей, регулярно пользующихся велосипедом.
Напомним, что АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» активно занимается международными проектами, в том числе и по развитию велосипедного движения. Дирекция выступает в качестве ведущего партнера и координатора проекта «Адаптация новых подходов развития велосипедного транспорта и велосипедных маршрутов между Россией и Финляндией в целях улучшения безопасности, мобильности и окружающей среды и продвижения социального развития (на примере строительства велодорожки Светогорск-Иматра)».