Главная - Пресс-центр - Новости - 2024 - Октябрь  - Результаты социологического исследования: как изменилось мнение жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области о состоянии транспортной инфраструктуры за год

Результаты социологического исследования: как изменилось мнение жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области о состоянии транспортной инфраструктуры за год

1 октября

Дирекцией подведены итоги социологического исследования комплексного развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В рамках исследования определен уровень удовлетворенности населения города и области состоянием транспортной инфраструктуры и качеством транспортного обслуживания. В опросе приняло участие 3502 человека в возрасте 18 лет и старше.

Уровень удовлетворенности существующим состоянием транспортной инфраструктуры и качеством транспортного обслуживания

По результатам опроса метро лидирует среди всех видов транспорта по числу удовлетворенных пассажиров. Удовлетворены работой метро 96,4 % пассажиров по выборке в целом.

На втором месте по уровню удовлетворенности – каршеринг — 81 % пассажиров по всей выборке удовлетворены данным средством передвижения.

Общественный наземный транспорт находится на третьем месте по числу удовлетворенных пассажиров среди опрошенных. Работой автобусов, троллейбусов, трамваев удовлетворены 79,8 % респондентов.

Замыкает рейтинг пригородный электротранспорт. Его работой удовлетворены 79,1 % опрошенных по выборке в целом.

Популярность различных видов транспорта среди жителей
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Общественный наземный транспорт[1] в целом пользуется наибольшей популярностью среди опрошенных. Хотя бы одним видом общественного наземного транспорта (автобус, троллейбус или трамвай) пользуются 50,2 % опрошенных по выборке в целом.

На втором месте находится автобус – его отметили 47,8 % опрошенных по выборке в целом. Метро занимает третье место среди наиболее популярных видов транспорта – 32,1 % пассажиров по выборке в целом.

На четвертом месте в рейтинге располагается легковой автомобиль. В целом по выборке этот вид транспорта назвали 28 % опрошенных. Трамвай использует каждый девятый респондент (11,6 %). Показатели остальных типов транспорта не превышают 10 %.

Стоит отметить, что 11 % опрошенных по выборке в целом не указали ни один из перечисленных видов транспорта. Вероятно, это связано с тем, что опрошенные либо ходят пешком, либо передвигаются альтернативными транспортными средствами.

Удовлетворенность общественным наземным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи)

Среди респондентов, пользующихся общественным наземным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи) удовлетворенность им по всем атрибутам составила 79,8 %. Различий в оценке удовлетворенности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области не наблюдается (80,5 % и 79,2 % соответственно).

В разрезе зон Санкт-Петербурга максимальная доля удовлетворённых работой общественного наземного транспорта отмечена среди жителей Северо-Восточной зоны Санкт-Петербурга (86,7 %), минимальная — среди жителей Северо-Западной зоны (68,9 %).

Среди районов Ленинградской области максимальная доля удовлетворённых рассматриваемым видом транспорта отмечена среди жителей Гатчинского района Ленинградской области (100 %), минимальная — среди жителей Всеволожского района Ленинградской области (56,3 %).

Среди всех атрибутов общественного наземного транспорта максимальную оценку получил аспект количество остановочных пунктов – больше всего удовлетворенных пассажиров (86,5 %). На втором месте — удобство оплаты проезда (84,9 % удовлетворены). Замыкает тройку комфортность подвижного состава (79,5 %).

Больше всего опрошенные неудовлетворены такими параметрами как стоимость проезда (11 %), интервал движения (12,3 %) и информационные сервисы на остановках (14,4 %).

Уровень удовлетворенности коммерческим транспортом

Среди респондентов, пользующихся коммерческим транспортом, удовлетворенность им по всем атрибутам составила 64,7 %.

Среди всех атрибутов коммерческого транспорта максимальное число высоких оценок набрало количество остановочных пунктов - больше всего удовлетворенных пассажиров (88,2 %). На втором месте и третьем местах – обустройство и безопасность остановочных пунктов (по 76,5 %).

Больше всего неудовлетворенных таким параметром как информационные сервисы на остановках (32,4 %).

Уровень удовлетворенности пригородным электротранспортом

Среди респондентов, пользующихся пригородным электротранспортом, удовлетворенность данным видом транспорта по всем атрибутам составила 79,1 %.

Среди всех атрибутов пригородного электротранспорта максимальное число позитивных оценок получило удобство оплаты проезда (86,4 %). На втором месте – количество остановочных пунктов (84,5 %) и безопасность остановочных пунктов (80 %).

Максимальная доля неудовлетворенных отмечена для параметра интервал движения и составляет 13,6 % неудовлетворенных.

Чуть более половины пассажиров пригородного электротранспорта (52,3 %) оплачивают отдельно каждую поездку.

Уровень удовлетворенности метро

Среди респондентов, пользующихся метро, удовлетворенность этим видом транспорта по всем атрибутам составила 96,4 %.

В разрезе зон Санкт-Петербурга наибольшая удовлетворённость метро отмечена в Центральной и Северной зонах (100 %). Наименьшая – в Северо-Западной зоне (88,5 %).

В разрезе районов Ленинградской области наивысшие оценки удовлетворенностью метро (100 %) поставили опрошенные Выборгского, Гатчинского и Кировского районов, минимальные – Тосненского района (92,9 %).

На первой позиции находится интервал движения (93,4 %). Второе место с небольшим отрывом занимает аспект удобство расписания – 93,3 % удовлетворены этим показателем, третье – удобство оплаты проезда (93,2 %).

Наименьшая доля удовлетворенных отмечена для параметра стоимость проезда (76,8 %). Для него же отмечена самая высокая доля неудовлетворенных (7 %).

Уровень удовлетворенности дорогами общего пользования в
Санкт-Петербурге

Среди респондентов, пользующихся личным автомобилем, удовлетворенность дорожной инфраструктурой в Санкт-Петербурге по всем атрибутам составила 67,7 %. Жители Ленинградской области в целом оценивают дорожную инфраструктуру в Санкт-Петербурге значительно выше, чем жители Санкт-Петербурга (79,2 % и 55,6 % соответственно).

Максимальная доля удовлетворённых дорожной инфраструктурой в Санкт-Петербурге в разрезе зон Санкт-Петербурга отмечена в Юго-Восточной зоне (81%), минимальная – в Центральной зоне (30,8 %).

В разрезе районов Ленинградской области максимальная доля, удовлетворённых дорожной инфраструктурой Санкт-Петербурга, отмечена в Гатчинском районе Ленинградской области (100 %), минимальная — в Тосненском районе (46,2 %).

Среди всех атрибутов дорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга наивысшие оценки получил аспект развитость улично-дорожной сети между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (65,9 %). На втором месте – качество дорожного покрытия (61,6 %). Тройку лидирующих аспектов замыкает наличие, вместимость и удобство использования платных парковок (58,4 %).

Худший результат отмечен для показателя наличие, вместимость и удобство использования перехватывающих парковок (удовлетворены
49,1 %). Наивысшие доли неудовлетворённых отмечены для аспектов: оперативность и качество зимнего содержания в части комплексной уборки (32,8 %) и оперативность и качество устранения дефектов дорожного покрытия (26,9 %).

Удовлетворенность дорожной инфраструктурой Ленинградской области

Среди респондентов, пользующихся личным автомобилем, удовлетворенность дорожной инфраструктурой в Ленинградской области по всем атрибутам составила 47,4 %. Жители Ленинградской области удовлетворены дорожной инфраструктурой в Ленинградской области больше, чем жители Санкт-Петербурга (55,5 % и 39 % соответственно).

Дорожную инфраструктуру в разрезе зон Санкт-Петербурга выше всего оценили в Северо-Восточной зоне (60,2 %), ниже всего – в Западной зоне (18,4 %). В разрезе районов Ленинградской области максимальные оценки поставили респонденты Кировского района (88,5 %). Минимальные — в Тосненском районе (35,9 %).

Среди всех атрибутов дорожной инфраструктуры максимальное число удовлетворенных респондентов отмечено для аспекта наличие, вместимость и удобство использования бесплатных парковок (58,7 %).

На втором месте – развитость улично-дорожной сети (УДС) между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (55,3 %). На третьем – качество дорожного покрытия (50 %).

Аспектом оперативность и качество устранения дефектов дорожного покрытия удовлетворена наименьшая доля пользователей (42,5 %). Максимальную долю негативных оценок (29,5 %) получил аспект оперативность и качество зимнего содержания в части комплексной уборки.

Оценка возможности перехода с личного транспорта на общественный

Среди всех опрошенных около трети сообщили о наличии личного автомобиля (29,3 %). Доля автовладельцев увеличилась по сравнению с исследованием 2023 года на 6,2 %.

Почти каждый третий опрошенный сказал о наличии в семье одного автомобиля (28,5 %). Две трети автовладельцев используют свой автомобиль ежедневно (64,7 %).

Использование автотранспорта несколько раз в неделю характерно для каждого четвёртого автовладельца (25,2 %). О том, что используют личное авто только по выходным сказали 6,2 % респондентов. Несколько раз в месяц и реже автомобиль используют 3,9 % опрошенных.

Треть — 31,3 % — опрошенных владельцев автотранспорта по выборке в целом не готовы пользоваться общественным транспортом ни при каких обстоятельствах. Чаще об этом говорили жители Северной зоны Санкт-Петербурга (69,2 %), Ломоносовского и Тосненского районов Ленинградской области (41,2 %
и 55,9 % соответственно).

Готовы пересесть на общественный транспорт, если сломается автомобиль, 45,8 % опрошенных по выборке в целом, в случае ухудшения материального положения– 15,3 %, в случае роста стоимости бензина — 12,2 %.

Удобство и комфорт личного автомобиля является решающей причиной неготовности использовать общественный транспорт как основной для передвижений для 32,9 % автовладельцев.

Четверть респондентов отметила отсутствие комфорта в общественном транспорте (23,3 %), каждый пятый – нежелание пользоваться общественным транспортом в целом (20,6 %). Четвертая из ключевых причин, по которым респонденты не рассматривают переход на общественный транспорт – скорость автомобиля (19,3 %).

Использование транспортно-пересадочных узлов

Не пользовались за последний год перехватывающими парковками три четверти опрошенным автовладельцев по всей выборке (74,4 %).

         Наиболее популярные перехватывающие парковки на станции метро Ладожская (8 % пользователей за последние 12 месяцев).

Второе место занимает перехватывающая парковка у станции метро Ленинский проспект (5,6 %). Третье поделили перехватывающие парковки у станции метро Купчино и Парнас (по 4,1 %).

Необходимость строительства транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге и примыкающих к нему районах Ленинградской области отметила почти половина опрошенных (45,9 %). О том, что необходимость строительства ТПУ зависит от конкретного района, сказали 17,4 % опрошенных. Каждый седьмой респондент считает, что транспортно-пересадочные узлы не нужны (13,3 %).

Доля автомобилистов, готовых изменить привычное использование личного автотранспорта в пользу общественного при наличии транспортно-пересадочных узлов на пути обычных маршрутов, составила в сумме 44,4 %. Лишь 7 % готовы полностью отказаться от личного автотранспорта.

О том, что готовы начать пользоваться общественным транспортом чаще, чем личным, сказали 8,8 % респондентов. Выразили готовность использовать общественный транспорт наравне с личным автомобилем 5,4 % опрошенных. Четверть респондентов указали, что в случае строительства ТПУ по пути привычных маршрутов, будут прибегать к общественному транспорту лишь изредка (23,2 %).

Даже в случае появления новых ТПУ на пути регулярных маршрутов половина опрошенных продолжат использовать преимущественно личный автотранспорт (46,1 %).

Использование такси

В основном такси пользуются от 1 до 3 раз в месяц (в сумме 18,5 %). О частом использовании такси — раз в неделю и чаще — сказали в сумме 13,1 % опрошенных. Самой частой периодичностью использования такси является 1 раз в месяц (9,7 %). О том, что не пользовались услугами такси за последние 6 месяцев сказали 60,3 % опрошенных.

Удовлетворенность службами такси

Среди респондентов, пользующихся такси, удовлетворенность службами такси по всем атрибутам составила 78,1 %. В разрезе места проживания большая удовлетворённость у жителей Ленинградской области (80,1 % против 76,6 % у жителей Санкт-Петербурга).

В разрезе зон опроса в Санкт-Петербурге максимальная доля удовлетворённых работой служб такси отмечена среди проживающих в Северо-Восточной зоне (87,5 %), минимальная — в Северо-Западной зоне (63 %).

В разрезе районов Ленинградской области максимальная доля удовлетворённых работой служб такси отмечена в Гатчинском районе (100 %), минимальная — во Всеволожском районе (68,6 %).

Среди всех атрибутов максимальное число удовлетворенных пассажиров набрал аспект комфорт автомобиля (84,2 %). На втором месте по доле удовлетворённых — аспект безопасность при поездке (80,4 %). На третьем — ценовая доступность услуги (64,3 %). Для этого же аспекта характерна максимальная доля неудовлетворённых (11,4 %).

Использование каршеринга

Об опыте использования за последние полгода услугами каршеринга заявили лишь 3,9 % опрошенных. Стоит отметить, что доля пользователей услуг каршеринга низкая среди всех рассматриваемых категорий респондентов.

Удовлетворенность услугами каршеринга

Среди респондентов, пользующихся каршерингом, удовлетворенность услугами каршеринга по всем атрибутам составила 81 %. Жители Санкт-Петербурга оценивают эту услугу немного выше (81,5 % против 80,6 % среди жителей Ленинградской области).

Среди всех атрибутов предоставления услуг каршеринга максимальное число удовлетворенных респондентов набрали аспекты безопасность при поездке (техническое состояние автомобиля) с долей 82,5 %. Второе место комфорт автомобиля (чистота, внутреннее состояние салона) (79,6%). Замыкает тройку – ценовая доступность услуги (78,1 %).

Больше всего респонденты неудовлетворены таким параметром, как комфорт автомобиля (10,2%).

Использование электромобилей

Осведомлённость о существовании электромобилей находится на высоком уровне — абсолютное большинство опрошенных знают об электромобилях (в сумме 79,8 %). Но только 2,2 % говорят об их использовании.

Знают об электромобилях, но никогда их не использовали 77,6 %. Каждый пятый никогда не слышал об электромобилях (20,2 %).

Ключевая проблема в использовании электромобилей — более высокая стоимость в сравнении с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (28,2 %).

Далее с небольшим отрывом следуют сложности с обслуживанием, о чем упомянули 26,3 % опрошенных среди знающих о существовании электромобилей. На третьем месте — недостаточное количество зарядных станций (21 %). Однако среди тех, кто использовал электромобиль, данная причина встречается значительно чаще (55,3 %).

Не видят никаких сложностей в использовании электромобилей 34,3 % опрошенных.

Использование велотранспорта

Более трех четвертей респондентов (78,5 %) не имеют велосипеда, у 13,8 % опрошенных есть 1 велосипед, у 5,9 % –– два. О наличии трёх и четырёх единиц велотранспорта говорили совокупно 1,7 % опрошенных.

Велосипед за последний месяц использовали 9,2 % опрошенных в будние дни и 10,7 % в выходные дни. Можно отметить, что во всех подгруппах опрошенных доля использующих велотранспорт в выходные дни больше, чем в будни.

Больше трети владельцев велотранспорта и по будням, и по выходным использует велосипед для поездок в черте города (39,5 % и 41,5 % соответственно). Это самая популярная цель поездки на велосипеде.

Не менее четверти пользователей велотранспорта используют его для занятий спортом (30,9 % в будний и 19,1 % в выходной день).

По выходным в большей степени, чем по будням, популярны поездки на велотранспорте за город (36,2 % против 22,2 % в будний день), а по будням, напротив, в большей степени, чем по выходным распространены поездки на работу (или с работы) (17,3 % против 4,3 % соответственно). Поездки с целью покупок, получения услуг, развлечений имеют более высокую популярность по выходным (18,1 % против 14,8 % по будням).

Каждый десятый респондент (11,2%) сказал о том, что сталкивался с проблемами безопасности из-за поведения велосипедистов. Главной проблемой опрошенные считают несоблюдение ПДД (35,7 % по выборке в целом). На втором месте – проезд по пешеходной зоне (21,4 % по выборке в целом). Замыкает тройку езда на большой скорости (20,9 %).

Использование самокатов

У подавляющей части опрошенных (91,9 %) в семье нет ни одного самоката. 6,5 % опрошенных являются обладателями одного самоката, а двух, трёх или четырёх –– 1,5 % опрошенных совокупно.

Самокат за последний месяц использовали не больше 4,3 % опрошенных в будние дни и 3,5 % в выходные дни.

Цели использования самокатов имеют специфику в зависимости от дня недели. По будням основными поводами использования этого транспортного средства являются поездки на работу / с работы (43,2 %) или в черте города в качестве отдыха (35,1 %). По выходным каждая вторая поездка осуществляется в черте города в рекреационных целях (56,7 %).

Использует самокаты в поездках с целью совершения покупок, получения услуг или развлечения каждый четвертый –– 24,3 % в будний день, 26,7 % – в выходной. Загородные поездки на самокате совершают лишь 8,1 % опрошенных по будням и 13,3 % –- по выходным. Занятия спортом –- самая непопулярная цель использования самоката вне зависимости от дня недели (5,4 % в будний и 3,3 % в выходной день).

Сложности с проблемами безопасности из-за поведения пользователей самокатов возникали у каждого шестого (16,2 %). Основная жалоба — высокая скорость движения (36,3 % по выборке в целом). Следующая по популярности проблема безопасности из-за поведения пользователей самокатов — проезд по пешеходным зонам (25,7 % по выборке в целом). Тройку проблем безопасности из-за поведения владельцев самокатов замыкает несоблюдение ПДД (21,8 % по выборке в целом).

Уровень удовлетворенности велоинфраструктурой

Среди респондентов, пользующихся велосипедом и СИМ, удовлетворенность инфраструктурой для велосипедного транспорта и СИМ по всем атрибутам составила 28,6 %. Жители Санкт-Петербурга оценили аспект выше жителей Ленинградской области (29,9 % и 25,6 % соответственно).

Среди зон Санкт-Петербурга максимальные оценки инфраструктуре для велосипедного транспорта и СИМ поставили жители Западной зоны (41,7 %), минимальные – жители Центральной зоны (12,5 %).

Среди районов Ленинградской области наибольшую удовлетворённость инфраструктурой для велосипедного транспорта и СИМ показали жители Тосненского района (27,3 %), наименьшую — жители Ломоносовского района (7,1 %).

Среди всех атрибутов инфраструктуры для велосипедного транспорта и СИМ максимальное число удовлетворенных велосипедистов набрал аспект возможность использования велосипедного транспорта и СИМ для ежедневных перемещений (36,5 % удовлетворённых). Такие аспекты как возможность использования велосипедного транспорта и СИМ в комбинации с другими видами общественного транспорта и наличие необходимой инфраструктуры получили одинаковые оценки удовлетворенности (27 %).

По всем трем аспектам доля неудовлетворённых превышает долю удовлетворённых.

Количественные показатели подвижности населения

Наиболее востребованы поездки во Всеволожский и Выборгский районы Ленинградской области (12,4 % и 11,9 % соответственно), наименее популярно направление в сторону Тосненского района (4,3 %).

Наиболее частой периодичностью совершения поездок в различные районы Ленинградской области является 1-2 поездки в месяц. Это характерно для всех рассматриваемых районов.

Жители Ленинградской области в основном совершают до 10 поездок в Санкт-Петербург ежемесячно (61,3 %). Чаще это жители Выборгского района Ленинградской области (86 %) и Гатчинского районов (70,9 %).

О совершении 11-20 поездок в месяц значимо реже говорили жители Кировского района (17,1 %). По 21-30 поездок совершают жители всех районов (6,2-12,4 %). Не более 5 % опрошенных из каждого района совершают 31-40 поездок (Показатель варьируется от 1,4 % в Ломоносовском районе до 4,8 % во Всеволожском и Тосненском районах). Жители Кировского района значимо чаще совершают 41-50 поездок (6,2 %). 51-60 поездок в месяц совершают чаще опрошенные Тосненского района (43 %). Более 60 поездок совершают опрошенные только из Всеволожского (2,1 %), Ломоносовского (3,4 %) и Тосненского (2,1 %) районов.

Основная цель поездок из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область — дача (38,8 %), из Ленинградской области в Санкт-Петербург — работа (27,7 %). По рабочим целям из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область регулярно ездят лишь 11,3 %.

Самыми распространёнными типами транспорта для поездок между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью являются: автобус (30,8 %), личный автомобиль (28,7 %), пригородный электротранспорт (23 %).

Транспортное поведение маломобильного населения

Всего в рамках исследования было опрошено 3502 жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди опрошенных каждый девятый относит себя к маломобильному населению — 392 человек (11,2 %).

Среди маломобильного большинство респондентов определили себя как пожилых людей, которым нужна помощь при пользовании транспортом (39,3 %). Треть маломобильных респондентов отнесли себя к инвалидам (35,2 %). Каждый пятый относится к категории пассажиры с детьми, которым необходима детская коляска (15,3 %). Люди с ограниченными возможностями здоровья составляют 10,2 % маломобильных.

Структура используемых видов транспорта среди маломобильного населения схожа со структурой по выборке в целом. Общественный наземный транспорт[2] пользуется наибольшей популярностью среди опрошенных как по выборке в целом, так и среди маломобильного населения (50,2 % и 42,6 % соответственно). Автобус находится на втором месте как по выборке в целом и среди маломобильного населения (47,8 % и 40,1 % соответственно). По выборке в целом и для маломобильного населения на третьем месте располагается метро (32,1 % и 15,3 % соответственно).

Проблемы доступности транспортной инфраструктуры для маломобильного населения

Среди всех категорий маломобильных пассажиров чаще всего о наличии проблем доступности транспортной инфраструктуры говорили пожилые люди, которым требуется помощь при пользовании транспортом (68,8 %). Об отсутствии таковых проблем чаще всего говорили люди с ограниченными возможностями здоровья (70 %), а также инвалиды (67,4 %), что обусловлено спецификой мобильности этих групп населения.

Абсолютное большинство маломобильных респондентов (82,2 %) указали, что столкнулись с проблемами доступности транспортной инфраструктуры при использовании автобусов. Каждый шестой указал, что сложности возникали при использовании коммерческого транспорта (17,8 %), на третьем месте находятся трамвай (12,2 %).

Мнение граждан о необходимых мерах по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры

Наиболее популярное предложение по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и прилегающих районов Ленинградской области – это строительство новых автодорог. Такой ответ дали 43,6 % опрошенных по выборке в целом. Это значение существенно возросло по сравнению со второй волной прошлого года (33 % в 2023 г.).

На втором месте предложение о расширении существующих автодорог, на что указали 42,3 %. Это значение также возросло за год на 9,6 % (32,7 % в 2023 г.). Третье место среди мер по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры занял аспект создание новых автобусных маршрутов (29,4 %), который вырос на 1,5 % по сравнению с прошлым годом.

Улучшение дорожной инфраструктуры назвали 26,8 % опрошенных. За прошедший год актуальность этого аспекта выросла на 2,7 %. Следующий по популярности ответ — увеличение числа автобусов на существующих маршрутах, который выбрали 24,1 % опрошенных (что ниже на 3,2 %, чем год назад).


[1] Здесь и далее: под общественным наземным транспортом понимается автобус, трамвай и троллейбус. Таким образом, если опрошенный выбирал любой из этих ответов (либо все три), то это считалось как отдельный код – «Общественный наземный транспорт».

[2] Под наземным общественным транспортом понимается автобус, трамвай и троллейбус. Таким образом, если опрошенный выбирал любой из этих ответов (либо все три), то это считалось как отдельный код – «Общественный наземный транспорт».