Главная - Пресс-центр - Новости - 2024 - Июнь - Результаты первой волны социологического исследования: как жители Санкт-Петербурга и Ленобласти оценивают состояние транспортной инфраструктуры

Результаты первой волны социологического исследования: как жители Санкт-Петербурга и Ленобласти оценивают состояние транспортной инфраструктуры

6 июня

Дирекция провела социологическое исследование на тему комплексного развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ходе него определяется уровень удовлетворенности населения города и области состоянием транспортной инфраструктуры и качеством транспортного обслуживания в целом. В опросе приняло участие 1750 человек в возрасте 18 лет и старше.

По результатам опроса метро лидирует среди всех видов транспорта по числу удовлетворенных пассажиров. Удовлетворены работой метро 96,5 % пассажиров по выборке в целом.

На втором месте по уровню удовлетворенности пригородный электротранспорт — 84,6 % пассажиров по всей выборке удовлетворены работой пригородных электропоездов.

Общественный наземный транспорт находится на третьем месте по числу удовлетворенных пассажиров среди опрошенных. Так, 75,4 % респондентов удовлетворены работой автобусов, трамваев и троллейбусов. Замыкает рейтинг коммерческий транспорт. Удовлетворены работой коммерческих перевозчиков 67,9 % опрошенных по выборке в целом.

Уровень удовлетворенности общественным транспортом

Общественный наземный транспорт[1] в целом пользуется наибольшей популярностью среди опрошенных. Хотя бы одним видом общественного наземного транспорта (автобус, троллейбус или трамвай) пользуются 58,9 % опрошенных по выборке в целом.

На втором месте находится автобус – его отметили 55,9 % опрошенных по выборке в целом. Метро занимает третье место среди наиболее популярных видов транспорта – 34,7 % пассажиров по выборке в целом. На четвертом месте в рейтинге располагается легковой автомобиль. В целом по выборке этот вид транспорта назвали 23,5 % опрошенных.

Трамвай использует каждый девятый респондент (12,9 %), троллейбус — каждый восьмой (11,3 %). Показатели остальных типов транспорта не превышают 10 %.

Среди респондентов, пользующихся общественным наземным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи) удовлетворенность им по всем атрибутам составила 75,4 %. Выше оценили работу общественного наземного транспорта жители Санкт-Петербурга (80,8 % против 71,2 % среди жителей Ленинградской области).

Среди всех атрибутов общественного наземного транспорта максимальную оценку получил аспект количество остановочных пунктов – больше всего удовлетворенных пассажиров (84,5 %). На втором месте — удобство оплаты проезда
(81,7 % удовлетворены). Замыкает тройку – комфортность салона (74,2 %).

Больше всего неудовлетворенных такими параметрами как информационные сервисы на остановках (19,4 %) и интервал движения (16,2 %).

Среди респондентов, пользующихся пригородным электротранспортом, удовлетворенность данным видом транспорта по всем атрибутам составила 84,6 %.

Среди всех атрибутов пригородного электротранспорта максимальное число позитивных оценок получило количество остановочных пунктов (станций) (92,3 %). На втором месте с минимальным отрывом – удобство оплаты проезда (89,2 %). Замыкают тройку лидеров сразу два аспекта — комфортность подвижного состава (вагонов) и обустройство остановочных пунктов (станций) (по 83,1 %).

Больше всего неудовлетворенных такими параметрами как интервал движения (18,5 %).

Среди респондентов, пользующихся метро, удовлетворенность этим видом транспорта по всем атрибутам составила 96,5 %.

Удобство оплаты проезда высоко оценили больше всего пассажиров (92,8 %). Второе место с небольшим отрывом занимает аспект обустройство станций – 92,6 % удовлетворены этим показателем. Третье место занимают сразу два аспекта: интервал движения и безопасность подходов/обустроенность подземных переходов к станциям – по 92,4 % удовлетворены этим аспектом.

Больше всего неудовлетворенных параметром стоимость проезда (8,1 % не удовлетворены).

Уровень удовлетворенности дорогами общего пользования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Среди респондентов, пользующихся личным автомобилем, удовлетворенность дорожной инфраструктурой в Санкт-Петербурге по всем атрибутам составила 64,6 %. Жители Ленинградской области в целом оценивают дорожную инфраструктуру в Санкт-Петербурге значительно выше, чем жители Санкт-Петербурга (72,3 % и 55,3 % соответственно).

Среди всех атрибутов дорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга наивысшие оценки получил аспект развитость улично-дорожной сети между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (64 %). На втором месте – качество дорожного покрытия (56,8 %). Тройку лидирующих аспектов замыкает наличие, вместимость и удобство использования платных парковок (53,3 %).

Худший результат отмечен для показателя наличие, вместимость и удобство использования перехватывающих парковок (удовлетворены 44,2 %). Наивысшие доли неудовлетворённых отмечены для аспектов: оперативность и качество устранения дефектов дорожного покрытия (34,9 %) и оперативность и качество зимнего содержания в части комплексной уборки (32,8 %).

Среди респондентов, пользующихся личным автомобилем, удовлетворенность дорожной инфраструктурой в Ленинградской области по всем атрибутам составила 46,3 %. Жители Ленинградской области удовлетворены дорожной инфраструктурой в Ленинградской области больше, чем жители Санкт-Петербурга (52,3 % и 39,1 % соответственно).

Среди всех атрибутов дорожной инфраструктуры Ленинградской области максимальное число удовлетворенных респондентов отмечено для аспекта наличие, вместимость и удобство использования бесплатных парковок (54,5 %).

На втором месте с небольшим отрывом – развитость УДС между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (52,2 % скорее или полностью удовлетворены). На третьем – качество дорожного покрытия (48,8 %).

Максимальная доля неудовлетворённых отмечена для аспекта оперативность и качество устранения дефектов дорожного покрытия (32 %).

Оценка возможности перехода с личного транспорта на общественный

Среди всех опрошенных четверть сообщила о наличии личного автомобиля (25,8 %). Доля автовладельцев увеличилась по сравнению с исследованием первой волны 2023 года на 2,8 %.

Каждый четвёртый опрошенный сказал о наличии в семье одного автомобиля (24,4 %). О наличии двух и более автомобилей сказали в сумме лишь 1,3 % респондентов.

Более половины автовладельцев используют свой автомобиль ежедневно (59,4 %). Использование автотранспорта несколько раз в неделю характерно для каждого четвёртого автовладельца (25,5 %). О том, что используют личное авто только по выходным сказали 8 % респондентов.

Четверть — 24,6 % — опрошенных владельцев автотранспорта по выборке в целом не готовы пользоваться общественным транспортом ни при каких обстоятельствах. Готовы пересесть на общественный транспорт, если сломается автомобиль, 47,9 % опрошенных по выборке в целом, в случае роста стоимости бензина – 15,7 %, в случае ухудшения материального положения — 14 %. Каждый десятый отметил, что готов пересесть на общественный транспорт в случае ухудшения ситуации с пробками (11,1 %). Остальные причины менее актуальны для респондентов.

Использование транспортно-пересадочных узлов

Не пользовались за последний год перехватывающими парковками три четверти опрошенным автовладельцев по всей выборке (76,3 %).

Наиболее популярные перехватывающие парковки на станциях метро Купчино и Проспект Ветеранов (по 5,3 % пользователей за последние 12 месяцев). Второе место занимает перехватывающая парковка у станции метро Ленинский проспект (4,9 %). Третья по популярности перехватывающая парковка расположена у станции метро Ладожская (4,4 %).

Необходимость строительства транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге и примыкающих к нему районах Ленинградской области отметила половина опрошенных (50 %). О том, что необходимость строительства ТПУ зависит от конкретного района, сказали 13,1 % опрошенных. Каждый восьмой респондент считает, что транспортно-пересадочные узлы не нужны (11,9 %).

Доля автомобилистов, готовых изменить привычное использование личного автотранспорта в пользу общественного при наличии транспортно-пересадочных узлов на пути обычных маршрутов, составила в сумме 53,4 %.

Основная причина продолжения использования преимущественно личного автотранспорта при открытии транспортно-пересадочных узлов заключается в удобстве и комфортности личного автомобиля (39,1 % по выборке в целом). Вторая по популярности причина быстрота передвижения на автомобиле (28,4 % по выборке в целом). Замыкает тройку причин предпочтения личного транспорта общественному привычка использования личного автотранспорта – эту причину назвали 23,7 % опрошенных по выборке в целом.

Использование такси

В основном такси пользуются от 1 до 3 раз в месяц (в сумме 20 %). О частом использовании такси — раз в неделю и чаще — сказали в сумме 16,7 % опрошенных. Самой частой периодичностью использования такси является «1 раз в месяц» (10,2 %). О том, что не пользовались услугами такси за последний месяц сказали 56,1 % опрошенных.

Говоря о наиболее часто используемых сервисах такси, стоит отметить значительное преобладание доли пользователей Яндекс.Такси (78,9 %). Пользуется сервисом такси Убер в качестве основного каждый десятый опрошенный (10,4 %). Остальные сервисы такси востребованы значительно в меньшей степени.

Среди респондентов, пользующихся такси, удовлетворенность службами такси по всем атрибутам составила 75,4 %. В разрезе места проживания существенных отличий не выявлено.

Стоит отметить достаточно высокие оценки всех параметров работы служб такси. Среди всех атрибутов максимальное число удовлетворенных пассажиров набрал аспект комфорт автомобиля (80,8 %). На втором месте по доле удовлетворённых — аспект безопасность при поездке (77,9 %). На третьем — ценовая доступность услуги (59,2 %). Для этого же аспекта характерна максимальная доля неудовлетворённых
(13 %).

Использование каршеринга

Об опыте использования за последние полгода услугами каршеринга заявили лишь 4,7 % опрошенных. Стоит отметить, что доля пользователей услуг каршеринга низкая среди всех рассматриваемых категорий респондентов.

Среди всех респондентов, пользовавшихся услугами каршеринга за последние полгода, большинство опрошенных пользовались сервисом Делимобиль (51,8 %). Об использовании сервиса каршеринга Ситимобил сказали почти треть опрошенных (31,3 %). Ещё 12 % имеют опыт использования сервиса Яндекс.Драйв. В наименьшей степени востребованы службы каршеринга Ситидрайв и Ю Драйв, об использовании которых сказали 2,4 % и 1,2 % опрошенных соответственно.

Среди всех атрибутов предоставления услуг каршеринга максимальное число удовлетворенных респондентов набрал аспект ценовая доступность услуги (87,9 %). Второе место занимает безопасность при поездке (83,1 %). Замыкает тройку – комфорт автомобиля (78,3 %).

Жители Санкт-Петербурга оценивают эту услугу выше (86 % против 80 % среди жителей Ленинградской области).

Больше всего респонденты неудовлетворены (7,2 %) таким параметром, как комфорт автомобиля.

Количественные показатели подвижности населения

Жителями Санкт-Петербурга наиболее востребованы поездки в Выборгский и Всеволожский районы Ленинградской области (13,1 % и 11,5 % соответственно), наименее популярно направление в сторону Тосненского района (3,8 %).

Наиболее частой периодичностью совершения поездок в различные районы Ленинградской области является 1-2 поездки в месяц. Это характерно для всех рассматриваемых районов.

Жители Ленинградской области в основном совершают до 10 поездок в Санкт-Петербург ежемесячно (56,5 %). Чаще это жители Выборгского района Ленинградской области (95,2 %).

О совершении 11-20 поездок в месяц чаще говорили жители Гатчинского и Кировского районов Ленинградской области (по 17,8 %). По 21-30 поездок совершают чаще жители Ломоносовского района (21,9 %), 31-40 поездок — жители Всеволожского района Ленинградской области (5,5 %). О совершении 41-50 поездок в месяц чаще говорили жители Гатчинского района Ленинградской области (6,8 %), 51-60 поездок — Тосненского района (40,7 %), а более 60 поездок в месяц — жители Ломоносовского района (6,8 %).

Основная цель поездок из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область — дача (39,3 %), из Ленинградской области в Санкт-Петербург — работа (34,1 %). Стоит отметить, что поездки на работу из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область распространены почти втрое реже — их регулярно совершают лишь 12,2 %.

Самыми распространёнными типами транспорта для поездок между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью являются: автобус (33,2 %), пригородный электротранспорт (29,2 %) и личный автомобиль (24 %).

Транспортное поведение маломобильного населения

Всего в рамках исследования было опрошено 1750 жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди опрошенных каждый пятый относит себя к маломобильному населению — 360 человек (20,6 %).

Среди маломобильного почти две трети относят себя к инвалидам
(62,8 %). Пятая часть маломобильных респондентов определили себя как пожилых людей, которым нужна помощь при пользовании транспортом (22,8 %). К остальным категориям маломобильных в сумме относится лишь 14,4 % опрошенных.

Структура используемых видов транспорта среди маломобильного населения схожа со структурой по выборке в целом. Общественный наземный транспорт[2] пользуется наибольшей популярностью среди опрошенных как по выборке в целом, так и среди маломобильного населения (58,9 % и 60,6 % соответственно). Автобус находится на втором месте как по выборке в целом и среди маломобильного населения (55,9 % и 58,3 % соответственно). По выборке в целом на третьем месте располагается метро, а среди маломобильного населения этот вид транспорта находится на четвёртом месте по популярности (34,7 % и 15,3 % соответственно). Тройку наиболее используемых видов транспорта среди маломобильных замыкает легковой автомобиль (17,2 %), который для всех опрошенных находится на четвёртом месте (23,5 %).

Проблемы доступности транспортной инфраструктуры для маломобильного населения

Треть маломобильных респондентов (38,6 %) сталкивалась с проблемами транспортной инфраструктуры. Среди всех категорий маломобильных пассажиров чаще всего о наличии проблем доступности транспортной инфраструктуры говорили пожилые люди, которым требуется помощь при пользовании транспортом (65,9 %). Об отсутствии таковых проблем чаще всего говорили инвалиды (72,1 %). Что обусловлено меньшей мобильностью этой категории населения.

Абсолютное большинство маломобильных респондентов (84,2 %) указали, что столкнулись с проблемами доступности транспортной инфраструктуры при использовании автобусов. Каждый четвёртый указал, что сложности возникали при использовании коммерческого транспорта (25,9 %), третье место занимает пригородный электротранспорт (12,9 %).

Мнение граждан о необходимых мерах по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры

Наиболее популярное предложение по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и прилегающих районов Ленинградской области – это расширение существующих автодорог. Такой ответ дали 38,6 % опрошенных по выборке в целом. Это значение возросло по сравнению с первой волной прошлого года (30 % в первой волне 2023 г.).

На втором месте предложение о строительстве новых автодорог – указали 36,7 %. Это значение также возросло за год (31,4 % в первой волне 2023 г.). Третье место среди мер по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры занял аспект — создание новых автобусных маршрутов (29,8 %). Актуальность этого предложения осталась на прежнем уровне (28,1 % в первой волне 2023 г.).

Стоит отметить, что мужчины и владельцы автомобилей чаще говорили о необходимости улучшения характеристик, связанных с использованием личного транспорта. Женщины и респонденты, которые не имеют личного авто, чаще указывали на необходимость улучшения характеристик общественного транспорта.


[2] Под наземным общественным транспортом понимается автобус, трамвай и троллейбус. Таким образом, если опрошенный выбирал любой из этих ответов (либо все три), то это считалось как отдельный код - “Общественный наземный транспорт”.