Главная - Пресс-центр - Новости - 2017 - Октябрь - Развитие сотрудничества на железнодорожном пункте пропуска «Светогорск — Иматра» обсудили в Финляндии страны-партнеры

Развитие сотрудничества на железнодорожном пункте пропуска «Светогорск — Иматра» обсудили в Финляндии страны-партнеры

9 октября

Развитие сотрудничества на железнодорожном пункте пропуска «Светогорск — Иматра» обсудили в Финляндии страны-партнеры

Региональный Союз Южной Карелии и мэрия города Иматры провели в Финляндии в конце сентября семинар, посвященный развитию сотрудничества на железнодорожном пункте пропуска «Светогорск — Иматра», в котором приняли участие представители государственной власти РФ, а также АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

В состав официальной делегации, формируемой Минтрансом России, от Дирекции вошли начальник Управления по государственно-частному партнерству и внешним связям Ольга Потифорова и начальник Управления пассажирского транспорта и портовой инфраструктуры Михаил Курдяев.

В ходе семинара были заслушаны выступления представителей государственных органов России и Финляндии, а также со стороны бизнеса: экспедиторов, перевозчиков и производителей.

Участники с финляндской стороны говорили о большой заинтересованности в открытии международного железнодорожного пункта пропуска «Светогорск — Иматра». На территории Финляндии в собственности города Иматра находится достаточная площадь земельных ресурсов для развития железнодорожного пункта пропуска.

Представители пограничной и таможенной служб сообщили о готовности пропускать большее количество грузов и расширять номенклатуру. И в случае необходимости готовы открывать новые рабочие места и набирать кадры. Для пассажирских перевозок пока возможности нет. Пока речь может идти о событийных, праздничных пассажирских поездах.

Представитель Транспортного Агентства Финляндии Юри Мустонен сообщил, что на основе исследования 2014  года подготовлен 3-х этапный план развития пункта пропуска. На первом этапе максимально задействована существующая инфраструктура, что повышает эффективность ее использования. Инвестиции здесь составляют 5 млн. евро, и включают устройство рентген-установки (более 3 млн. евро), переустройство путей для установки рентгена.

Для реализации первого этапа Транспортное агентство подало заявку в Программу приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия – Россия» на крупный инвестиционный проект.

Проект уже получил предварительное одобрение, на данный момент идет формирование полной проектной заявки, которая будет подана до конца октября в Управляющий орган Программы и передана в ноябре 2017 года в Брюссель на рассмотрение. Для реализации крупного инвестиционного проекта партнер с российской стороны не требуется.

Второй этап будет реализовываться при росте перевозок и появлению новых объемов (маневровые работы – небольшое переустройство железнодорожных путей).

Третий этап – при значительном росте объемов перевозок, появлении новых операторов и использовании новых железнодорожных веток. На этом этапе предусмотрено строительство соединительных путей и электрификация линии до Париккала. Объем инвестиций на все этапы составит 82,9 млн. евро.

Для определения сроков реализации и планируемых показателей грузовой работы железной дороги, которые должны послужить стимулом для реализации 2 и 3 этапов, необходимо проводить дополнительное исследование.

Представитель одной из крупнейших компаний-перевозчиков Финляндии – ВР – Транспоинт представил транспортная модель, которая показала, что рядом с Иматрой проходит наиболее грузонапряженный участок железных дорог Финляндии. Это говорит о востребованности железнодорожных перевозок через пограничный пункт Светогорск/Иматра и доказывает целесообразность его развития.

Игорь Лещишин, начальник отдела международных связей и взаимодействия с федеральными, региональными органами власти и общественными объединениями АО «Федеральная пассажирская компания» рассказал о перспективах пассажирского железнодорожного сообщения. ФПК предлагает поэтапное развитие пассажирского сообщения: первый этап – праздничные и событийные поезда, второй этап – электропоезда выходного дня, третий этап – ежедневное регулярное сообщение.

Заместитель директора департамента государственной политики по обустройству пропусков через государственную границу Минтранса России Наталья Швецова сообщила о том, что на сегодняшний день международный железнодорожный пункт пропуска Светогорск открыт как временный. «Необходимо понимать его целесообразность: номенклатуру и существующий объём перевозок», - добавила она.

По словам Заместителя директора Петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Дмитрия Ваньчкова: «Существующая сегодня пропускная способность пункта – это 10 пар поездов в сутки. В настоящее время используется только 3 – 3,5 пары.  Как можно заметить, существующий  ресурс используется не полностью».

В соответствии с действующим российским законодательством существуют требования к  специализации грузовых пунктов пропуска по номенклатуре перевозимых через границу грузов. В соответствии с согласованной специализацией должна проводиться реконструкция и дооснащение пунктов пропуска необходимым оборудованием для проведения того или иного вида контроля. Помимо этого, для определения необходимых объемов реконструкции  пункта пропуска и железнодорожных веток необходимы данные от финской стороны о предполагаемых объемах грузовой работы и направлении движения грузов.

В связи с тем, что указанными данными представители Финляндии, участвовавшие в семинаре, не располагают, представители Дирекции предложили провести совместное исследование о предполагаемых объемах и направлении движения грузов на территории Финляндии и Российской Федерации. Такая работа может включать как исследование современного состояния дел, так и перспективного развития, в том числе возможности перераспределения грузов с автомобильного транспорта, а также перспективы развития железнодорожных грузовых перевозок в случае переключения операций по обработке финских грузов с портов Балтийского моря третьих стран на российские порты Бронка и Усть-Луга. В результате исследования можно будет дать предложения по необходимым технологическим параметрам пункта пропуска, оценить объем инвестиций, железнодорожную инфраструктуру, социально-экономическую и бюджетную эффективность реализации проекта. Полученные результаты могут быть основанием для выделения бюджетного финансирования на реализацию проекта в Росси и Финляндии, а также для привлечения внебюджетных инвестиций.

Учитывая явный приграничный эффект данного исследования, всеми участниками семинара было поддержана идея обратиться с заявкой на финансирование проведения такого исследования в одну из действующих программ приграничного сотрудничества.

По итогам семинара, Мэр города Иматра Рами Хасу и представитель Регионального Союза Южной Карелии Стефан Мюнттинен обещали провести переговоры с управляющими органами программ и сообщить о готовности подачи заявки на реализацию проекта.