Современные транспортно-пересадочные узлы - предмет обсуждения участников IV международной ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области», проходившей 15 ноября на Новой сцене Александринского театра в Петербурге.
Транспортная инфраструктура городов определяет качество жизни горожан, формирует комфортную среду обитания и развитие территорий. Транспортно-пересадочный узел как узловой элемент транспортной системы современного города призван обеспечить единство и территориальную целостность, связь прилегающих территорий и поселений с городом. Цель создания современных ТПУ - обеспечение безопасности, комфорта, удобства и доступности для всех пассажиров сбалансированной интермодальной транспортной системы, включающей общественные пространства.
ТПУ, связывая различные виды транспорта и разгружая мегаполисы от личного автотранспорта, помимо решения социальных задач по безопасной и комфортной перевозке пассажиров, дают импульс развитию территорий и их привлекательности для инвесторов. Такие выводы сделали участники сессии «Модели современных транспортно-пересадочных узлов: лучший российский опыт и мировая практика», состоявшейся в рамках IV международной ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
В ходе сессии обсуждалась необходимость дополнительного законодательного регулирования в отношении современных транспортно-пересадочных узлов в России, в том числе законодательного определения единых принципов, параметров и требований к организации ТПУ.
Положительным опытом развития системы ТПУ, реализацией проектов ТПУ в России и за рубежом поделились эксперты сессии.
По словам руководителя мастерской научно-проектного отделения транспорта и дорог ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Дениса Власова, на данный момент в законодательстве нет корректного понятия транспортно-пересадочного узла. Градостроители, транспортные службы понимают это по-разному. Включение в Градостроительном кодексе РФ в понятие ТПУ земельных участков затрудняет реализацию таких проектов и создает дополнительные сложности. Поэтому Необходима дополнительная законодательная база»,- считает он.
Кроме того, на сессии было отмечено, что в настоящее время профильными ведомствами разрабатывается свод дополнительных правил по формированию ТПУ, но пока они еще далеки от совершенства.
По мнению эксперта транспортного развития территорий ООО «Лаборатория Градопланирования им И.Л. Петровича» Елены Павленко, в настоящее время в российских городах ТПУ есть, но они неорганизованны. «Им нужны существенные изменения. Особое внимание должно быть уделено созданию рядом с транспортно-пересадочными узлами общественных пространств. Это поможет популяризации как данных транспортных узлов, так и прилегающих зон отдыха», - уверена она.
Позицию о необходимости развития в составе ТПУ общественных пространств поддержал и директор кластера «Континентальная Европа» компании SYSTRA Фредерик Дюфор. Он рассказал участникам мероприятия о необходимости осуществления транспортного моделирования на макроуровне для создания сбалансированной интермодальной интегрированной транспортной инфраструктуры и о том, как его компания создавала ТПУ для Ниццы, Бордо и Парижа.
Денис Власов также представил обзор о практике азиатских стран по созданию ТПУ. Данным объектам, по его словам, присущи высокая коммуникативность и четкое зонирование. Старший архитектор компании AREPVille Алена Филенкова рассказала о том, как проходила реконструкция французских вокзалов до уровня интермодальных современных ТПУ.
В свою очередь начальник отдела проектирования АО «МКДЖ» Маргарита Артюхова поделилась опытом реализации проекта реконструкции Московского центрального кольца, проектирования и реализации ТПУ в составе проекта МЦК.
Генеральный директор АНО «Единая транспортная дирекция» Юлия Самойлова рассказала о том, как в настоящее время развивается в России проект «единого билета» на все основные виды общественного транспорта, в том числе воздушного.
Международным корпоративным опытом проектирования ТПУ поделился Федерико Бонтемпи, представитель компанииGEODATA S.P.A. в России, представляя ТПУ как сложные объекты многофункционального городского девелопмента. Партнер компании, представитель компании Mobility in Chain рассказал об опыте и методе моделирования транспортных и пешеходных потоков.
Главный специалист отдела сопровождения проектов АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Ксения Липатова рассказала о работе над проектом ТПУ "Девяткино", планируемом к реализации. В 2014 году Дирекцией разработана Концепция ТПУ в районе станции метро «Девяткино», включающего автобусный вокзал, станцию метрополитена, железнодорожную станцию, а также перехватывающую парковку автомобильного транспорта. «Однако при работе над проектом мы столкнулись с рядом проблем: наличие на территории проектирования обременений и ограничений, таких как санитарные зоны ЛЭП, теплосети и полоса отвода железной дороги. В связи с этим руководством Ленинградской области было принято решение о необходимости выделения в первую очередь строительства автовокзала с учетом существующих ограничений, и на сегодняшний день Дирекция уже разработала Концепцию первой очереди ТПУ «Девяткино», - сообщила К. Липатова.