«Российская неделя ГЧП» - крупнейшее мероприятие в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства при поддержке Правительства Российской Федерации началась 28 марта в Москве.
Конгресс затрагивает обсуждение тем, связанных со стратегическим планированием развития инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, привлечением финансирования в проекты с низкой капиталоемкостью и возможностями субсидирования, системными барьерами, препятствующими тиражированию лучших практик, повышением эффективности бюджетных расходов на инфраструктуру, снижением рисков при реализации проектов.
Российский премьер Дмитрий Медведев выступил на открытии мероприятия, отметив, что в регионах реализуется немало социально значимых проектов с участием частного капитала. Он подчеркнул, что благодаря участию частного капитала снижается нагрузка на бюджет, инвесторы получают хорошую отдачу, а люди – качественную медицинскую помощь, современное образование, развитую инфраструктуру. «Реализация Федерального закона о ГЧП расширила возможности сотрудничества бизнеса и власти. Нам предстоит двигаться дальше, распространяя этот опыт на всем пространстве Евразийского экономического союза, представители которого участвуют в Конгрессе», - добавил глава правительства.
Организатором конгресса выступает Центр развития ГЧП при участии профильных федеральных министерств. Приоритетная задача Центра - развитие федерального и регионального законодательства о государственно-частном партнерстве, разработка и внедрение методологии реализации проектов ГЧП, подготовка квалифицированных кадров в сфере ГЧП в сотрудничестве с ведущими ВУЗами.
В рамках первого дня конгресса начальник отдела имущественных отношений и территориального планирования «Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Эльмира Ковальчук выступила с докладом, поделившись опытом взаимодействия Петербурга и области при реализации межрегиональных ГЧП проектов, в панельной дискуссии «Инвестиционные проекты Московского транспортного узла: от индивидуального подхода к типовым решениям».
В дискуссии обсуждались вопросы принципиальных позиций частного и публичного секторов при реализации транспортных ГЧП проектов для дальнейшего создания типовых решений для всех сторон концессионного соглашения.
Дирекция, как организация, созданная в целях содействия развитию транспортной инфраструктуры на граничащих территориях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, является одним из пионеров по подготовке к реализации межрегиональных ГЧП проектов, требующих участия одновременно двух субъектов РФ – Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в налаживании межрегионального конструктивного взаимодействия по совместным концессионным проектам. Такими проектами являются: строительство линии легкого рельсового транспорта по направлению: г. Санкт-Петербург – г. Сертолово, создание ТПУ «Девяткино», строительство обхода населенных пунктов Мурино и новое Девяткино с выходом на Матоксу (платная скоростная автомобильная дорога).
Реализация совместных проектов требует партнерских и слаженных отношений между представителями органов власти, понимания того, куда идет инвестор с предложением о реализации проекта, и какой путь должен пройти, чтобы в конечном итоге публично-правовыми образованиями было принято решение о реализации проекта и на каких условиях. Здесь немаловажно отметить, что помимо сложной административной процедуры, вопросы возникают и со стороны банков – какие финансовые обязательства и в каком объеме готовы взять на себя стороны, как уравновесить инвестиционные рейтинги публичных сторон, какая сторона берет на себя последствия расторжения концессионного соглашения, что если одна из сторон откажется от реализации проекта.
Для предотвращения административных барьеров Дирекцией совместно с командой юридических консультантов был разработан Регламент взаимодействия при реализации совместных проектов. Регламентом определены два «окна», куда обращается инвестор – Комитет по инвестициям Петербурга и КЭРиД ЛО, процедура и сроки рассмотрения предложенного проекта «внутри» субъекта и процедура взаимодействия этих «окон» между собой, определены реперные точки, на которых принимаются совместные решения по проектам, а также создана Межведомственная рабочая группа под председательством Вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина и заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по строительству Михаила Москвина по вопросам подготовки концессионных соглашений, наделенная полномочиями по принятию решений в подготовке и реализации совместных концессионных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Данная практика может быть внедрена и в отношении других концессионных проектов агломераций, расположенных на территории разных публично-правовых образований и требующих вовлечения в проект имущества разных публично-правовых образований.
Руководитель АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Алексей Петров поблагодарил Дирекцию за предоставленную информацию, выразив свою надежду на дальнейшее взаимное сотрудничество с Петербургской Дирекцией по обмену опытом в реализации межрегиональных ГЧП проектов.