Открывая заседание, Министр напомнил, что в рамках «Транспортной недели - 2013» состоялся Первый форум транспортного образования, который позволил наметить дальнейший путь развития транспортного образования в рамках общего образовательного процесса.
М. Соколов выразил надежду, что очередное заседание Координационного совета по транспортному образованию «пройдет конструктивно и позволит внести достойный вклад в формирование образовательной среды транспортного комплекса, а также найти наиболее оптимальные решения для достижения высоких показателей развития образовательных организаций, заданных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»».
С докладом «О мониторинге эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования» выступил директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков. В своем выступлении он напомнил, что в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации В. Путина государством поставлена задача к 2020 году подготовить 25 млн. профессионалов для работы на высокотехнологичном производстве. По мнению К. Пашкова, особый акцент необходимо сделать на обучение высококвалифицированных рабочих.
В соответствии с разработанной Стратегией подготовки кадров к 2018 году 60 % образовательных организаций профобразования должны иметь свои структурные подразделения на предприятиях, на которых учащиеся будут проводить не менее 50 % учебного времени. Такой подход должен обеспечить необходимую ресурсную базу обучения и одновременно позволит выстроить образовательные программы в соответствии с потребностями предприятий. К. Пашков отметил, что ресурсная база, применяемая на технических направлениях обучения в транспортной отрасли, требует повышенного финансирования в связи с необходимостью использования сложного оборудования - тренажеры авиационной подготовки пилотов, судоводительские тренажеры на морском и речном транспорте и др. Это учтено при финансировании на 2014 и последующие годы.
По словам К. Пашкова, сегодня вузы пошли по пути снижения по так называемым непрофильным направлениям подготовки - юриспруденция и экономика, в сторону увеличения подготовки по профильным, чисто транспортным специальностям. Причем прием на «непрофильные» направления был сокращен не только административными мерами, путем перераспределения контрольных цифр в сторону преобладания технических специальностей, но и посредством активной профориентационной и разъяснительной работы с абитуриентами. Впервые за последние годы число принятых на «непрофильные» направления не превысило 1/3 от общего количества.
К. Пашков призвал федеральные агентства, входящие в состав Минтранса, разработать дополнительные критерии оценки эффективности транспортных вузов. Он напомнил, что по результатам мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в 2014 году из всех ведомственных вузов к образовательным организациям транспортной направленности отнесено всего 3, причем в Росжелдоре таких вузов вообще нет, в Росморречфлоте из 6 - 1, в Росавиации из 3 - 2. Подавляющее большинство вузов транспорта отнесены к образовательным организациям, не имеющим специфики деятельности.
«Федеральные агентства должны создавать условия для перехода вузов в категорию «образовательные организации транспортной направленности», -- сказал К. Пашков. – Это позволит им задействовать при учете результатов мониторинга такой показатель, как среднегодовой контингент обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых на базе образовательных программ и направлений подготовки, отражающих специфику образовательной организации».
К. Пашков заявил о необходимости актуализации программ развития подведомственных вузов и разработке комплекса мер в целях повышения эффективности их деятельности.
В ходе обсуждения ректоры озвучили свою позицию по показателям эффективности образовательных организаций высшего образования. В выступлениях отмечалось, что ряд показателей не являются объективными и определяющими эффективность транспортных ВУЗов. По итогам обсуждения решено подготовить предложения по критериям оценки ВУЗов транспортного образования.