В рамках мероприятия была презентована система легкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которую Дирекция разработала совместно с компанией «Инвест-Консалт». Схема развития ЛРТ уже была представлена Координационному совету по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На сегодняшний день предполагается к реализации 13 линий легкорельса, из них 6 – в Южной планировочной зоне. На данный момент 4 направления являются приоритетными – это:
-
Пулково-Купчино
-
Рыбацкое-Колпино
-
Сертолово-Озерки
-
Ладожская-Всеволожск
В настоящее время выполняется второй этап научно-исследовательских работ (НИР), в которых будет разработана финансовая модель реализации каждой линии. Если для примера взять самую перспективную ветку ЛРТ – от станции метро Купчино до аэропорта Пулково и на её примере пройтись по основным показателям, то:
-
Среднее время в пути будет равняться 20 минутам.
-
Скорость передвижения составит около 30км/час.
-
Транспортная вместимость одного состава – порядка 280-300 человек. Такое же количество пассажиров могут вместить в себя 3 трамвая или 4 автобуса.
-
Ориентировочная стоимость проезда составит 50 рублей(на 2018год).
-
Объем перевозок пассажиров в сутки – больше 30 тысяч (приблизительный расчет на 2025 год).
-
Срок окупаемости по предварительным подсчетам составит 15 лет.
-
Доля бюджетных инвестиций – 84%
-
Ожидаемый ввод в эксплуатацию – 2018 год (к Чемпионату мира по футболу)
При реализации проектов всех 13 линий легкорельса, суммарный социально-экономический эффект составит около 346 млрд. руб./год. Результатом развития системы ЛРТ станет радикальное участие в решении транспортной проблемы за счет повышения приоритета общественного транспорта.
Антон Бучнев, заместитель председателя Комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти во время обсуждения проблемы софинансирования заявил, что инфраструктурные гранты и субсидии на реализацию проекта будут. Также Бучнев сообщил, что приоритетными для Комитета являются направления: Сертолово-Парнас, Ладожский вокзал – Всеволожск и дальше до микрорайона Южный. Именно в этих зонах предполагается значительное увеличение пассажиропотока в ближайшее время. Основная задача - пересадить жителей области с маршруток на ЛРТ.
Одним из привлекательных моментов для инвестора должно стать то, что линии ЛРТ проходят в направлениях, где в ближайшее время ожидается большой прирост населения. Это обеспечит трафик и ускорит окупаемость. Разработчик предпроекта «Инвест-Консалт» заявляет, что ЛРТ – то направление, где инвестор сможет заработать деньги, несмотря на отсутствие возможности участвовать в формировании цены на проезд. Заместитель генерального директора Дирекции по развитию транспортной системы СПб и ЛО сообщил, что для реализации проекта ветки ЛРТ от станции метро Ладожская до Всеволожска Группа ЛСР уже выделила часть средств.
В процессе дискуссии был затронут вопрос конкуренции ЛРТ и ЖД. «Выбирая направления развития, мы должны понимать, что ЛРТ не должен становиться конкурентом других видов общественного транспорта. В первую очередь, речь идет о дублировании существующих железнодорожных путей. Наша задача – перевезти пассажиров в срок, качественно, дешево» - напомнил заместитель гендиректора Дирекции по развитию транспортной системы Валентин Енокаев.
По сравнению с железнодорожными линиями преимущество легкорельса заключается в том, что скоростной трамвай можно завести на улично-дорожную сеть, подвести напрямую к потребителю. Большинство запланированных веток интегрируются в существующую трамвайную систему. Горэлектротранс поддерживает интеграцию ЛРТ в трамвайную систему и в этом направлении уже сделаны шаги.
Что касается привлекательности для пассажиров – это не только скорость и доступность, но еще и комфорт. Производители подвижного состава заявили, что готовы поставлять качественно новый продукт. Отличительными чертами скоростного трамвая будет низкопольность – что немаловажно для маломобильных граждан; кондиционирование; безопасность - контроль за пассажирским салоном с помощью камер видеонаблюдения; экологичность – новые трамваи разрабатываются с учетом воздействия материалов на окружающую среду; энергоэкономичность – потребление сократится на 30%; лёгкость – вес состава уменьшится, что позволит увеличить срок эксплуатации рельсового полотна. В Министерстве транспорта сейчас идет процесс проработки технического регламента по подвижному составу ЛРТ.
Предполагаемая форма реализации проекта ЛРТ – государственно-частное партнерство в трех вариантах:
-
Концессионное соглашение. Включает в себя обязательство концессионера частично за свой счет построить линии ЛРТ, приобрести подвижной состав и осуществлять деятельность по эксплуатации. Эта форма ГЧП является самой отработанной и определена для Проекта системы ЛРТ в качестве базового и оптимального сценария реализации. Концессионное соглашение понятно для инвестора и регламентировано законом, а также дает возможность устанавливать баланс интересов частного и бюджетного. Срок эксплуатации - 30 лет.
-
Контракт жизненного цикла. Включает в себя обязательство концессионера частично за свой счет построить линии ЛРТ, приобрести подвижной состав и осуществлять деятельность по эксплуатации. Оплата работ по строительству поэтапная (50% / 30% / 20%), что дает возможность заплатить инвестору деньги с учетом качества выполненной работы. Срок эксплуатации – 20 лет
-
Операторское соглашение. Включает в себя обязательство частного инвестора осуществлять эксплуатацию построенных государством линий ЛРТ в течение 5 лет
Справочная информация:
Легкий рельсовый транспорт – транспорт с опорой на рельсовое полотно, который может постепенно развиваться из трамвая в скоростную рельсовую систему, эксплуатируемую частично на обособленном от прочего транспорта полотне.
-
Динамичный развивающийся общественный транспорт в городах мира
-
Эксплуатируется 109 скоростных систем ЛРТ в 67 странах мира
-
Планируется к строительству более двух десятков новых систем ЛРТ
-
Многие города модернизируют существующие трамвайные сети в системы ЛРТ
-
90% вновь строящихся рельсовых пассажирских систем являются системами ЛРТ
-
Успешно эксплуатируется в странах с северным климатом
-
Современный дизайн вагонов и новая технология эксплуатации
-
Модульно-гибкий принцип построения вагонов и поездов в зависимости от пассажиропотока
-
Возможность интеграции в транспортную инфраструктуру города (трамвай, пригородная ж/д)
-
Комфорт и удобство входа/выхода и проезда для маломобильных групп населения
-
Большой выбор производителей подвижного состава и комплектующих с хорошо отработанной технологией
Инвесторам в Петербурге предложили 13 вариантов веток легкорельсового трамвая