Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года
Для синхронизации развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области 8 декабря 2016 года решением Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области была утверждена Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года.
С учетом изменения экономической ситуации и принятием новых документов, определяющих развитие транспортного комплекса, в течение 2021 года Дирекцией совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области проведена актуализация Стратегии.
Актуализированная Стратегия одобрена решением Координационного совета 22 февраля 2022 года.
Цель стратегии:
Обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области для удовлетворения потребностей населения и участников экономической деятельности в доступных, качественных и безопасных транспортных услугах и надежных транспортных связях, направленных на создание комфортной среды и повышение качества жизни граждан.
В соответствие национальным целям развития Российской Федерации Стратегия направлена на решение следующих задач:
Стратегия предусматривает использование следующих основных механизмов, обеспечивающих ее реализацию:
- Развитие механизма «пользователь платит» в обеспечении содержания транспортной инфраструктуры и регулировании ее использования перевозчиками и населением, в том числе для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным автотранспортом в Санкт-Петербурге;
- Развитие механизма «загрязнитель платит» как механизма мотивации транспортных организаций и населения к снижению негативного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека;
- Применение механизма «доступно для всех», предусматривающего организацию и предоставление транспортных услуг на равных (недискриминационных) условиях всем категориям населения, включая маломобильные группы;
- Реализация механизмов экономически-обоснованного и конкурентного тарифного регулирования в сфере транспорта;
- Мотивирование транспортных предприятий к обновлению парков транспортных средств, в том числе с использованием механизма лизинга и мер государственной поддержки;
- Увеличение объемов мультимодальных грузовых и пассажирских перевозок;
- Обеспечение цифровой трансформации транспортной отрасли и развития информационной среды взаимодействия различных видов транспорта;
- Внедрение интеллектуальных транспортных систем, развитие систем сбора и обработки больших массивов данных (Big Data), включая экологический мониторинг на транспорте, применение BIM-технологий управления жизненным циклом объектов транспортной инфраструктуры, внедрение элементов и технологий искусственного интеллекта на всех видах транспорта;
- Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, обеспечивающим реализацию Стратегии.
Сроки реализации Стратегии:
- I этап (по 2024 г.): среднесрочный плановый период, в течение которого предусматривается реализация первоочередных мероприятий, направленных на решение приоритетных задач, связанных с улучшением транспортного обслуживания населения, ростом грузооборота портовых мощностей и ликвидацией инфраструктурных ограничений;
- II этап (2025-2030 гг.): долгосрочный плановый период, в течение которого осуществляется реализация крупных проектов развития транспортной инфраструктуры, позволяющих существенно повысить транспортный потенциал Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет строительства ВСМ, новых автомагистралей, линий скоростного внеуличного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, развития портовых
и терминально-складских комплексов.
Сценарные варианты развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Два сценария развития транспортной системы двух субъектов:
Базовый сценарий предполагает затяжной характер эпидемии коронавирусной инфекции, ухудшение ситуации в мировой экономике и сохранение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении нескольких ближайших лет. Прогнозируется, что конъюнктура внешних рынков останется неблагоприятной на фоне геополитической напряженности и роста протекционизма и торговых войн.
Целевой сценарий предполагает ускоренное развитие транспортного комплекса и реализацию крупных инфраструктурных проектов, что позволит обеспечить необходимые условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития страны.
Реализация базового сценария, сформированного на основании действующих программных документов, предусматривает:
- 1,5 % среднегодовой темп роста мировой экономики;
- 1,4 % в период по 2024 год и 3,3 % в период по 2030 год – среднегодовые темпы прироста ВВП Российской Федерации;
- до 30 % рост объема внешнеторговых грузов, проходящих через Санкт-Петербург и Ленинградскую область (360 млн тонн, из которых экспорт составит 326 млн тонн (93 %), импорт – 24 млн тонн (7 %));
- 27 % - доля транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области в общем объеме перевозки и перевалки всех международных грузов Российской Федерации;
- 40 % - рост объемов перевозок грузов и 14 % рост пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на период до 2030 года;
- 66 млн тонн объем ввоза продукции в Санкт-Петербург и 18 млн тонн в Ленинградскую область из других субъектов Российской Федерации к 2030 году;
- 19 млн тонн объем вывоза продукции из Санкт-Петербург и 63 млн тонн из Ленинградской области в другие субъекты Российской Федерации к 2030 году.

Развитие транспортного комплекса двух субъектов по целевому сценарию предусматривает:
- прирост мировой экономики в период по 2024 год в размере
2,0-2,5 %, в 2025 – 2035 годах – 2,7-3,2 %; - 1,8 % на период по 2024 год и 3,5 % по 2030 год – среднегодовые темпы прироста ВВП Российской Федерации;
- до 50 % рост объема внешнеторговых грузов, проходящих через Санкт-Петербург и Ленинградскую область, (410 млн тонн, из которых экспорт – 377 млн тонн (92 %), импорт – 33 млн тонн (8 %);
- 30 - 33 % доля транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области в общем объеме перевозки и перевалки всех международных грузов Российской Федерации;
- 50 % рост объемов перевозок грузов и 22 % рост пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на период до 2030 года;
- 76 млн тонн объем ввоза продукции в Санкт-Петербург и 22 млн тонн в Ленинградскую область из других субъектов Российской Федерации к 2030 году;
- 23 млн тонн объем вывоза продукции из Санкт-Петербург и 73 млн тонн из Ленинградской области в другие субъекты Российской Федерации к 2030 году.


Общий объем финансирования мероприятий Стратегии
Общий объем финансирования мероприятий Стратегии на период реализации при наличии источников финансирования в полном объёме составит (включая средства федерального бюджета, бюджетов двух субъектов, средства естественных монополий и иных внебюджетных источников):
- по базовому сценарию – 2 892,8 млрд рублей;
- по целевому сценарию – 3 689,6 млрд рублей.
Прогнозируемый социально-экономический эффект от реализации базового сценария Стратегии в полном объеме составит 29,5 трлн рублей, от реализации целевого сценария – 38,0 трлн рублей.