Главная - Пресс-центр - Новости - 2025 - Июнь - Результаты первой волны социсследования 2025 года: как жители Санкт-Петербурга и Ленобласти оценивают состояние транспортной инфраструктуры

Результаты первой волны социсследования 2025 года: как жители Санкт-Петербурга и Ленобласти оценивают состояние транспортной инфраструктуры

3 июня

Дирекция провела первую волну социологического исследования с целью определения направлений и мероприятий, на которых население ожидает сосредоточение усилий властей в рамках комплексного развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В опросе приняло участие 1750 человек в возрасте 18 лет и старше.

Уровень удовлетворенности существующим состоянием транспортной инфраструктуры и качеством транспортного обслуживания

По результатам опроса пригородный железнодорожный транспорт лидирует среди всех видов транспорта по числу удовлетворенных пассажиров – 93,5%. С небольшим отрывом на втором месте находится метро — 93 % пассажиров по всей выборке удовлетворены работой метро.

Общественный наземный транспорт находится на третьем месте по числу удовлетворенных пассажиров среди опрошенных – 81,7 % респондентов удовлетворены работой автобусов, трамваев и троллейбусов.

Замыкают рейтинг автобусы Ленинградской области. Удовлетворены работой перевозчиков 77,5 % опрошенных по выборке в целом.

Популярность различных видов транспорта среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Общественный наземный транспорт Санкт-Петербурга в целом пользуется наибольшей популярностью среди опрошенных. Хотя бы одним видом общественного наземного транспорта (автобус, троллейбус или трамвай) пользуются 42,2% опрошенных по выборке в целом. Среди жителей Санкт-Петербурга две трети пользуются общественным транспортом (65,1%).

Метро занимает второе место среди наиболее популярных видов транспорта –
36,8 % пассажиров по выборке в целом.

На третьем месте находятся автобусы Санкт-Петербурга – их отметили 35,7 % опрошенных по выборке в целом (59,2% среди респондентов Санкт-Петербурга, 12,1% среди респондентов Ленинградской области).

На четвертом месте в рейтинге располагаются автобусы Ленинградской области (25,4% по выборке в целом), в Ленинградской области ими пользуется каждый третий опрошенный (36,1%).

С небольшим отрывом идет легковой автомобиль (25,3%). Трамвай используют 13,5 % опрошенных. Показатели остальных типов транспорта не превышают 10 %.

Стоит отметить, что 13,2 % опрошенных по выборке в целом не указали ни один из перечисленных видов транспорта. Вероятно, это связано с тем, что опрошенные либо ходят пешком, либо передвигаются альтернативными транспортными средствами.

Удовлетворенность общественным наземным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи)

Доля жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, удовлетворенных качеством обслуживания в общественном наземном транспорте Санкт-Петербурга, составляет 81,7%. Среди жителей Санкт-Петербурга доля удовлетворенных составляет 77%, среди жителей Ленинградской области – 97,6%.

Среди всех атрибутов общественного наземного транспорта максимальную оценку получил аспект количество остановочных пунктов – больше всего удовлетворенных пассажиров (87,8 %). На втором месте — удобство оплаты проезда (84,8 % удовлетворены). Замыкает тройку безопасность подхода к остановкам (82 %).

Наиболее всего в Санкт-Петербурге удовлетворены аспектами количество остановочных пунктов (86,5%), удобство оплаты проезда (82,5%), безопасность подходов к остановкам (78,9%). В Ленинградской области наивысшая удовлетворенность – аспектами удобство оплаты проезда (92,9%), а также количеством остановочных пунктов, информационными сервисами на остановках и безопасностью подходов к остановкам (по 92,3%).

Больше всего неудовлетворенных такими параметрами как стоимость проезда (19,2 %) и информационные сервисы на остановках (9,5 %).

Половина пользователей общественного наземного транспорта Санкт-Петербурга (50,8 %) сказали о том, что используют для оплаты проезда в общественном наземном транспорте единый электронный билет. Ещё 27,6 % пассажиров этого вида транспорта используют льготный проездной билет. Оплачивают каждую поездку отдельно 13,8 % опрошенных. Остальные способы оплаты используют в сумме лишь 7,7 % пассажиров общественного наземного транспорта.

Уровень удовлетворенности работой автобусов в Ленинградской области

Доля жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, удовлетворенных качеством обслуживания автобусами Ленинградской области, составляет 77,5%. Среди жителей Санкт-Петербурга доля удовлетворенных составляет 54,7%, среди жителей Ленинградской области – 86,7%.

Среди всех атрибутов максимальное число высоких оценок набрало удобство оплаты проезда - больше всего удовлетворенных пассажиров (79,9 %). На втором месте – количество остановочных пунктов (78,8 % удовлетворены). Замыкает тройку комфортность подвижного состава (77,5 %).

Наиболее всего в Санкт-Петербурге удовлетворены удобством оплаты проезда (69,5%), количеством остановочных пунктов (68,0%), комфортностью подвижного состава (67,2%). В Ленинградской области наивысшая удовлетворенность аспектами: удобство оплаты проезда, безопасность подходов к остановкам (по 84,2%), количество остановочных пунктов (83,2%), обустройство остановочных пунктов (82,3%).

Доля неудовлетворенных выше всего для аспектов стоимость проезда (10,4%) и информационные сервисы на остановках (10,1%).

Оплачивают отдельно каждую поездку почти половина (45,0%) опрошенных пассажиров. Более четверти пассажиров (28,6 %) используют для оплаты проезда в автобусах Ленинградской области единый электронный билет. Каждый пятый опрошенный пользуются льготным проездным билетом (21,4 %).

Уровень удовлетворенности пригородным электротранспортом

Среди респондентов, пользующихся пригородным электротранспортом, удовлетворенность данным видом транспорта по всем атрибутам составила 93,5 % - максимальная удовлетворенность по сравнению с другими видами транспорта. Среди жителей Санкт-Петербурга доля удовлетворенных составляет 83,3%, среди жителей Ленинградской области – 97,1%.

Среди всех атрибутов пригородного электротранспорта максимальное число позитивных оценок получило количество остановочных пунктов (станций) (98,6 %). На втором месте– удобство расписания (93,4 %). Замыкают тройку лидеров сразу два аспекта — информационные сервисы на остановках и удобство оплаты проезда (по 92 %).

В Санкт-Петербурге больше всего удовлетворены количеством остановочных пунктов (97,2%), интервалом движения, комфортностью подвижного состава и информационными сервисами на остановках (по 75%). В Ленинградской области наивысшая удовлетворенность аспектами: удобство оплаты проезда, количество остановочных пунктов (по 99%), удобство расписания и информационные сервисы (по 98%).

Половина опрошенных оплачивает каждую поездку отдельно (55,8%). Четверть пользуется льготным проездным (24,6%). Каждый седьмой – проездным на количество дней (14,5%). Остальные способы оплаты совокупно составляют 5%.

Уровень удовлетворенности метро

Среди респондентов, пользующихся метро, удовлетворенность этим видом транспорта по всем атрибутам составила 93%. Среди жителей Санкт-Петербурга доля удовлетворенных составляет 90,6%, среди жителей Ленинградской области – 98,9%.

Интервал движения высоко оценили больше всего пассажиров (96,3 %). Второе место с небольшим отрывом занимает аспект удобство оплаты проезда – 96,1 % удовлетворены этим показателем. Третье место занимают удобство расписания – 95,7 % удовлетворены этим аспектом.

Наиболее всего в Санкт-Петербурге удовлетворены аспектами интервал движения (95,2%), удобство оплаты проезда (94,5%), удобство расписания (93,9%). В Ленинградской области наивысшая удовлетворенность аспектами удобство оплаты проезда, удобство расписания и обустройство остановочных станций (по 100%), а также количеством остановочных пунктов, комфортностью подвижного состава и информационными сервисами на остановках (по 99,5%).

Больше всего неудовлетворенных параметром стоимость проезда (14,1 %).

Единым электронным билетом для оплаты проезда в метро пользуются более половины пассажиров (57,5%). Льготным проездным билетом пользуется каждый пятый респондент (22,2 %). Оплачивают отдельно каждую поездку на метро 10,7 % опрошенных. Единая карта петербуржца используется лишь 6,8 % респондентов, об использовании остальных способов оплаты в сумме сказали 2,9 % опрошенных пользователей метро.

В разрезе места жительства опрошенных жители Ленинградской области чаще используют единый электронный билет (71,1% против 51,9% в Санкт-Петербурге).

Уровень удовлетворенности дорогами общего пользования в Санкт-Петербурге

Среди респондентов-автопользователей уровень удовлетворенности дорогами Санкт-Петербурга составил 77%. Доля жителей Санкт-Петербурга, удовлетворенных дорогами Санкт-Петербурга, составляет 46,3%, среди жителей Ленинградской области – 96,6%.

Наивысшие оценки получил аспект развитость улично-дорожной сети между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (76,2 %). На втором месте – качество дорожного покрытия (73,9 %).

Тройку лидирующих аспектов замыкает оперативность и качество зимнего содержания в части комплексной уборки (70 %). Этот же аспект отличает высокая доля неудовлетворенных (21,1%), наряду с оперативностью и качеством устранения дефектов дорожного покрытия (22,1%).

Удовлетворенность дорожной инфраструктурой Ленинградской области

Доля жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, удовлетворенных качеством дорог Ленинградской области, составляет 61,3%. Среди жителей Санкт-Петербурга доля удовлетворенных составляет всего 21,8%, среди жителей Ленинградской области – 81,4%.

Среди всех атрибутов дорожной инфраструктуры Ленинградской области максимальное число удовлетворенных респондентов отмечено для аспекта наличие, вместимость и удобство использования бесплатных парковок (66,3 %).

На втором месте с небольшим отрывом – развитость улично-дорожной сети между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (65,5%). На третьем – качество дорожного покрытия (63,4 %).

Максимальная доля неудовлетворённых отмечена для аспектов оперативность и качество устранения дефектов дорожного покрытия и оперативность и качество зимнего содержания в части комплексной уборки (19,5% и 18,4% соответственно).

Оценка возможности перехода с личного транспорта на общественный

Среди всех опрошенных четверть сообщила о наличии личного автомобиля (26,6 %). Чаще есть автомобиль у жителей Ленинградской области (32,5% по сравнению с 20,8% в Санкт-Петербурге).

Каждый четвёртый опрошенный сказал о наличии в семье одного автомобиля (25,9 %). О наличии двух и более автомобилей сказали в сумме менее 1 % респондентов.

Более половины автовладельцев используют свой автомобиль ежедневно (57,5%). Об этом часто заявляли опрошенные из Санкт-Петербурга (67%), в Ленинградской области об этом сообщили 51,4% опрошенных. Использование автотранспорта несколько раз в неделю характерно для каждого четвёртого автовладельца (26,8%).

Треть (31,3%) опрошенных владельцев автотранспорта по выборке в целом не готовы пользоваться общественным транспортом ни при каких обстоятельствах. Готовы пересесть на общественный транспорт при поломке автомобиля 41,4 % опрошенных по выборке в целом, в случае ухудшения материального положения — 18 %. Эта причина более значима для жителей Ленинградской области (25,4%). Каждый десятый отметил, что готов пересесть на общественный транспорт в случае роста цен на бензин. Остальные причины менее актуальны для респондентов.

Использование транспортно-пересадочных узлов

За последний год перехватывающими парковками пользовалась четверть автовладельцев (27,3 %). Ими более активно пользуются жители Ленинградской области (35,6% против 14,3% в Санкт-Петербурге).

Наиболее популярные перехватывающие парковки на станциях метро Парнас и Ладожская (7,5% и 5,8% пользователей за последние 12 месяцев). Станцией Парнас пользовался каждый десятый опрошенный пользователь автомобиля из Ленинградской области (10,6% против 2,7% опрошенных в Санкт-Петербурге). Третье место с небольшим отрывом занимает парковка у станции метро Рыбацкое (5,6%).

Необходимость строительства транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге и примыкающих к нему районах Ленинградской области отметила почти половина опрошенных (42,6 %). О том, что необходимость строительства ТПУ зависит от конкретного района, сказал каждый четвертый опрошенный (22,4%).

Доля автомобилистов, готовых изменить привычное использование личного автотранспорта в пользу общественного в той или иной степени при наличии транспортно-пересадочных узлов, составила в сумме 44,8 %. Полностью пересесть на общественный транспорт готовы лишь 3,6%, при этом среди жителей Санкт-Петербурга такой ответ дали 9,3%, а среди жителей Ленинградской области никто не готов отказаться от личного автомобиля.

Основная причина продолжения использования преимущественно личного автотранспорта при открытии транспортно-пересадочных узлов заключается в удобстве и комфортности личного автомобиля (39 % по выборке в целом). Вторая по популярности причина быстрота передвижения на автомобиле (29,6 % по выборке в целом). Замыкает тройку выгодность использования личного автотранспорта – эту причину назвали 20,2 % опрошенных.

Использование такси

Об опыте использования за последние полгода услугами такси заявили 35,1 % опрошенных. В основном такси пользуются от 1 до 3 раз в месяц (в сумме 19,1 %). О частом использовании такси — раз в неделю и чаще — сказали в сумме 8,8 % опрошенных. О том, что не пользовались услугами такси за последний шесть месяцев сказали 64,9 % опрошенных. Эта доля значимо выше для жителей Ленинградской области (73,4%) и ниже для Санкт-Петербурга (56,5%).

Удовлетворенность службами такси

Среди респондентов, пользующихся такси, удовлетворенность службами такси по всем атрибутам составила 84,5 %. Среди жителей Санкт-Петербурга доля удовлетворенных составляет 78,5%, среди жителей Ленинградской области – 94,7%.

Среди всех атрибутов максимальное число удовлетворенных пассажиров набрал аспект комфорт автомобиля (87,3 %). На втором месте по доле удовлетворённых —безопасность при поездке (84,3 %). На третьем — ценовая доступность услуги (69,2 %). Для этого же аспекта характерна максимальная доля неудовлетворённых (10,2 %).

В Санкт-Петербурге удовлетворенность комфортом автомобиля составляет 82,7%, безопасностью при поездке - 79%, ценовой доступностью (57,2%). В Ленинградской области удовлетворенность комфортом автомобиля - 95,1%, безопасностью при поездке – 93,4%, ценовой доступностью – 88,9%.

Использование каршеринга

Об опыте использования за последние полгода услугами каршеринга заявили лишь 3,7 % опрошенных. Стоит отметить, что доля пользователей услуг каршеринга низкая среди всех рассматриваемых категорий респондентов.

Удовлетворенность услугами каршеринга

Среди респондентов, пользующихся каршерингом, удовлетворенность услугами каршеринга по всем атрибутам составила 75,3 %.

Среди всех атрибутов предоставления услуг каршеринга максимальное число удовлетворенных респондентов набрал аспект безопасность при поездке (75,4 %). Второе место занимает ценовая доступность (72,3 %). Замыкает тройку комфорт автомобиля (70,8 %).

В Санкт-Петербурге удовлетворенность безопасностью при поездке составляет 63,4%, ценовой доступностью – 61%, комфортом автомобиля – 58,5%. В Ленинградской области удовлетворенность безопасностью при поездке составляет 95,8%, ценовой доступностью и комфортом автомобиля – по 91,7%.

Все аспекты набрали одинаковую долю неудовлетворенных – 13,8%.

Количественные показатели подвижности населения

Жителями Санкт-Петербурга наиболее востребованы поездки в Выборгский и Всеволожский районы Ленинградской области (11,3 % и 13,3 % соответственно).

Наиболее частой периодичностью совершения поездок в различные районы Ленинградской области является до 10 поездок в месяц. Это характерно для всех рассматриваемых районов.

Две трети опрошенных жителей Ленинградской области регулярно совершают поездки в Санкт-Петербург (63,4%), чаще всего – до 10 поездок ежемесячно (32 %).

Основные цели поездок из Ленинградской области в Санкт-Петербург по будням — работа (56,6 %), гости (7,7%) и покупки (7,6%). По выходным – культурный досуг (30,1%), развлечения (18,1%) и поездки в гости (16,4%).

В топ-3 целей поездок в Ленинградскую область по будням вошли работа (23,5%), дача (22,6%), поездки в гости (19,1%). Стоит отметить, что поездки на работу из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область распространены почти вдвое реже. По выходным чаще всего ездят на дачу (28,8%), в гости (19,4%), с целью прогулок (18,2%).

Самыми распространёнными типами транспорта для поездок между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью являются: личный автомобиль (39,1 %), автобус (31 %) и пригородный электротранспорт (18,4 %). Автомобиль для междугородних поездок чаще используется жителями Ленинградской области (42,9 % против 32,6 % среди жителей Санкт-Петербурга).

Транспортное поведение маломобильного населения

Среди опрошенных каждый восьмой относит себя к маломобильному населению — 224 человек (12,8 %). В Ленинградской области маломобильных значимо больше (18,7% по сравнению с 6,9% в Санкт-Петербурге).

Среди маломобильного населения почти две трети относят себя к пожилым людям, которым необходима помощь при использовании транспорта
(66,1 %). 14,7% маломобильных опрошенных определили себя как пассажиров с детьми, которым необходима детская коляска, каждый десятый относится к инвалидам (10,3%), к лицам с ограниченными возможностями здоровья – 8,9%.

Общественный наземный транспорт[1] пользуется наибольшей популярностью среди маломобильного населения (29 %).

Автобус находится на втором месте среди маломобильного населения (27,7 % соответственно). Тройку наиболее используемых видов транспорта среди маломобильных замыкает легковой автомобиль (11,2 %).

Проблемы доступности транспортной инфраструктуры для маломобильного населения

Значительная часть маломобильных респондентов (70,5%) сталкивалась с проблемами доступности транспортной инфраструктуры. Среди маломобильных жителей Ленинградской области эта доля выше – 82,3%.

Наиболее часто проблемы доступности возникают при использовании автобусов — этот вид транспорта назвали 98,1%[2] респондентов[3]. Существенные затруднения также отмечены при пользовании пригородным электротранспортом (36,1%). Меньше всего проблем зафиксировано при использовании троллейбусов (3,2%), метро (5,7%) и трамваев (7,0%).

Мнение граждан о необходимых мерах по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры

Наиболее популярное предложение по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области – это строительство новых автодорог (такой ответ дали 50,9 % респондентов). Для жителей Санкт-Петербурга доля выбравших ответ составила всего 33,3%, среди жителей Ленинградской области в два раза больше – 68,5%.

На втором месте предложение о расширении существующих автодорог (38,5% респондентов). Для жителей Санкт-Петербурга доля ответивших – 30,7%, среди жителей Ленинградской области – 46,3%.

Третье место среди мер по улучшению транспортного обслуживания и состояния транспортной инфраструктуры заняло предложение по улучшению автодорожной инфраструктуры (29,9% респондентов). Для жителей Санкт-Петербурга доля ответивших – 23,2%, среди жителей Ленинградской области – 36,7%. В разрезе географии для жителей Ленинградской области более актуальны меры по развитию автомобильного транспорта, жители Санкт-Петербурга значимо чаще указывают на меры по развитию общественного транспорта.


[1] Под наземным общественным транспортом понимается автобус, трамвай и троллейбус. Таким образом, если опрошенный выбирал любой из этих ответов (либо все три), то это считалось как отдельный код – «Общественный наземный транспорт».

[2] Необходимо отметить, что маломобильные из Ленинградской области стабильно составляют большую часть маломобильных в каждой волне исследования (в данной волне – 73,2%, или 160 из 224 маломобильных). Соответственно, ответы данной подгруппы значительно влияют на долю ответов по выборке в целом

[3] Сумма ответов в вопросе «При использовании каких типов транспорта Вы столкнулись с проблемами доступности транспортной инфраструктуры?» больше 100%, т.е. маломобильные респонденты могли выбрать все виды транспорта, при использовании которых они испытывали затруднения