Главная - Стратегия развития

Стратегия развития

Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года

В 2016 году на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – Координационный совет) была утверждена Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года, которая призвана учитывать интересы двух субъектов.

Цель стратегии:

Стратегия определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере развития транспортной системы двух субъектов на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, содержит инвестиционные и организационные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры.
Стратегической целью развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года является обеспечение спроса населения и отраслей экономики на транспортные услуги с требуемыми показателями доступности, надежности, экономичности и безопасности, эффективное развитие транспортной инфраструктуры для повышения конкурентоспособности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, улучшения качества жизни населения и устойчивого экономического роста.
При формировании целей Стратегии развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечено их соответствие целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Реализация стратегической цели развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области требует достижения следующих долгосрочных целей:

Цели Стратегии:

  • Цель 1. Формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе единого транспортного пространства Российской Федерации.
  • Цель 2. Обеспечение спроса на грузовые перевозки, создание эффективной системы управления грузопотоками, применение передовых логистических технологий, формирование добавленной стоимости за счет обработки грузов и предоставления широкого спектра транспортно-логистических услуг в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
  • Цель 3. Обеспечение спроса на пассажирские перевозки, развитие международных и межрегиональных пассажирских сообщений, совершенствование транспортного обслуживания жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, создание эффективной системы управления пассажиропотоками.
  • Цель 4. Интеграция региональной транспортной системы в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Цель 5. Повышение экономичности, экологичности, энергоэффективности и безопасности транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Цель 6. Формирование инновационного кластера разработки нового поколения транспортных средств и технологий, эффективных методов строительства, содержания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры на основе использования научно-производственного и образовательного потенциала Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Сроки реализации Стратегии:


- I этап (2017-2020 гг.): максимальное использование существующих транспортных мощностей и применение современных инвестиционных технологий с целью повышения эффективности развития транспортной системы.
- II этап (2021-2030 гг.): основной объем строительства новой автодорожной, портовой, железнодорожной, аэропортовой и терминально-складской инфраструктуры.

Сценарные варианты развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

В Стратегии предусмотрены два сценария развития транспортной системы двух субъектов: консервативный и инновационный.

Реализация консервативного сценария, сформированного на основании действующих программных документов, предусматривает:

  • 40 долларов США за баррель в период с 2017 по 2019 гг.;
  • восстановление динамики роста ВВП и промышленного производства на уровне 0,7% к 2018 году;
  • низкие темпы роста объемов экспорта и импорта в период до 2020 года;
  • умеренные долгосрочные темпы роста экономики в период с 2020 по 2030 год на основе модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов;
  • среднегодовые темпы прироста ВВП на уровне 2-2,5% в период с 2020 по 2030 год.

Консервативный вариант предполагает сбалансированное развитие транспортного комплекса для обеспечения потребностей населения и отраслей экономики в перевозках и постепенного роста экспорта транспортных услуг.

Развитие транспортного комплекса двух субъектов по инновационному сценарию предусматривает:   

  • рост объемов производства на 2,4% в год и инвестиционной активности на 3,5% в год в среднем за период с 2016 по 2020 год;

  • осуществление в 2018 году перехода от расходования резервных фондов к их накоплению за счет роста цен на нефть, укрепления курса национальной валюты и роста доходов бюджета;

  • обеспечение роста реальных доходов населения за счет снижения инфляции и возобновление экономического роста;

  • усиление инвестиционной направленности экономического роста;

  • создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса.

Инновационный вариант предполагает ускоренное развитие транспортного комплекса страны и реализацию крупных инфраструктурных проектов, что позволит обеспечить необходимые условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.

Общий объем финансирования мероприятий Стратегии

Общий объем финансирования мероприятий Стратегии за период 2017 - 2030 годы составит в ценах соответствующих лет:
По консервативному варианту – 2 455 518,4 млн рублей.
По инновационному варианту   – 4 695 803,3 млн рублей.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

В результате реализации мероприятий Стратегии развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года будут достигнуты следующие основные результаты: 
  • построено по инновационному варианту 486,8 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 77,0 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области, 100,6 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга, по консервативному варианту – 314,2 км, 49,6 км и 77,1 км соответственно;

  • реконструировано по инновационному варианту 838,5 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 292,3 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области, 70,8 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга, по консервативному варианту – 500,0 км, 194,9 км и 47,2 км соответственно;

  • доля протяженности автомобильных дорог I технической категории, проходящих по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, увеличится с 5,3% в 2015 г. до 9,5% в 2030 г. по инновационному варианту, до 7,5% – по консервативному варианту;

  • доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составит в 2030 г. по инновационному варианту 17%, по консервативному варианту – 30% (в 2015 г. – 23%);

  • доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составит в 2030 г. по инновационному варианту 35%, по консервативному варианту – 54% (в 2015 г. – 44%);

  • доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составит в 2030 г. по инновационному варианту 0,5%, по консервативному варианту – 1,8% (в 2015 г. – 0,7%);

  • доля автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих по территории Ленинградской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит по инновационному варианту 92%, по консервативному варианту – 90%;

  • доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит по инновационному варианту 55,0%, по консервативному варианту – 46,4%;

  • доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит по инновационному варианту 83%, по консервативному варианту – 77%;

  • введено в эксплуатацию 40 ед. новых путепроводов над железными дорогами на территории г. Санкт-Петербурга, 37 ед. – на территории Ленинградской области по инновационному варианту, соответственно 20 ед. и 18 ед. – по консервативному варианту;
  • построен грузовой аэропорт «Усть-Луга»;

  • построено три крупных транспортно-логистических центра в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по инновационному варианту и один центр по консервативному варианту;
  • введено в эксплуатацию 3,3 млн кв. м качественных складских площадей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (инновационный вариант);
  • создано десять парковок для грузового автомобильного транспорта емкостью 2500 машино-мест по инновационному варианту и семь парковок емкостью 1750 машино-мест – по консервативному варианту;
  • создана система управления движением грузовых автомобилей по территории Санкт-Петербурга;
  • создано три информационно-управляющих логистических центра в морских портах на основе единой платформы информационного взаимодействия и единых стандартов электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок по инновационному варианту, два центра – по консервативному варианту;

  • обустроено 7,8 тыс. машино-мест на перехватывающих парковках по инновационному варианту, 5,7 тыс. машино-мест – по консервативному варианту.


В состав Стратегии развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года вошли следующие подпрограммы: