Главная - Пресс-центр - Новости - 2019 - Июль - Резолюция по итогам проведения круглого стола «Развитие велосипедного движения и инфраструктуры для велосипедистов»

Резолюция по итогам проведения круглого стола «Развитие велосипедного движения и инфраструктуры для велосипедистов»

18 июля

Резолюция по итогам проведения круглого стола «Развитие велосипедного движения и инфраструктуры для велосипедистов» в рамках Международного форума пассажирского транспорта «SmartTRANSPORT» 21 июня 2019 года

Заслушав и обсудив доклады в рамках Круглого стола «Развитие велосипедного движения и инфраструктуры для велосипедистов» его участники отмечают, что:

1.      Велосипедный транспорт должен быть интегрирован в транспортную систему Российской Федерации в качестве полноценного вида транспорта. Для этого необходима реализация комплексного подхода, включающего гармоничное взаимоувязанное развитие трех ключевых компонентов:

- технического (велосипедная инфраструктура, организация движения);

- поведенческого (сложившиеся стереотипы поведения и представления человека, обучение участников дорожного движения);

- управленческого (организация и правовое регулирование, а также совместные действия сторон, заинтересованных в развитии велосипедного движения).

2.      В части рассмотрения технического компонента было отмечено, что:

1) Адаптация транспортной инфраструктуры под нужды велосипедистов является ключевым условием развития данного вида транспорта и обеспечения его безопасности.

        2) Учет развития велодвижения при градостроительном планировании, проектировании, разработке Программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и Комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития транспортных систем.

       3) В целях усиления положительных эффектов для развития велосипедной инфраструктуры при разработке ПКРТИ и КСОДД необходимо:

-                   при разработке планов и схем развития велосипедной инфраструктуры учитывать результаты анализа статистических данных о велосипедных передвижениях, научных и социологических исследований, а также реальные потребности конечных пользователей создаваемой велоинфраструктуры, выявленные на основе привлечения общественности и представителей велосипедных сообществ;

-                   при развитии велосипедной инфраструктуры обеспечивать связанность сети велосипедных маршрутов посредством последовательной реализации утвержденных планов и схем развития;

-                   учитывать удобство дальнейшего обслуживания и содержания велосипедной инфраструктуры, начиная с этапа ее проектирования;

-                   с учетом активного развития велосипедного туризма, предусматривать разработку и создание безопасной и качественной инфраструктуры туристических городских, межгородских и межрегиональных велосипедных маршрутов, включая создание удобных подъездов к достопримечательностям и информационное обеспечение на пути следования;

-                   признать необходимым законодательное закрепление обязательности создания элементов велосипедной инфраструктуры в документах территориального планирования и проектирования;

-                   рекомендовать Минтрансу России учесть в плане законопроектной деятельности возможности внесения в нормативно-правовые акты дальнейших дополнений и изменений, направленных на создание условий для развития велосипедной инфраструктуры и велосипедного движения в Российской Федерации, в том числе - в части дополнений и изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. В части рассмотрения поведенческого компонента было отмечено следующее:

Несмотря на активный рост числе велосипедистов, они, как правило, не воспринимаются в качестве равноправных участников дорожного движения. Отсутствие сформированных правильных поведенческих моделей и незнание Правил дорожного движения в части велосипедного транспорта, как водителями, так и велосипедистами и пешеходами, приводит к росту количества ДТП с участием велосипедистов. В целях преодоления сложившейся ситуации необходимо:

-                   внедрять обучение езде на велосипеде и изучение ПДД в школьную программу;

-                   внедрять обучение корректному взаимодействию с велосипедистами на дороге в программы обучения автошкол и программы сдачи экзаменов в автошколах;

-                   обязать пункты проката велосипедов проводить инструктаж по ПДД для лиц, которым оказываются прокатные услуги;

-                   проводить сезонные (с мая по сентябрь) информационные кампании по пропаганде безопасного и ответственного поведения на дорогах автомобилистов и велосипедистов;

-                   усилить контроль за соблюдением автомобилистами ПДД в части нарушения правил остановки и парковки на велополосах и велодорожках, использования велосипедной инфраструктуры водителями мотоциклов.

-                   регулярно реализовывать мероприятия, направленные на популяризацию использования велосипеда в качестве повседневного средства передвижения, в том числе, с помощью социальной рекламы, личного примера и привлечения известных людей, пользующихся авторитетом у общественности.

4. В части рассмотрения управленческого компонента было отмечено следующее:

Участники круглого стола согласились, что создания инфраструктуры и работы с участниками дорожного движения недостаточно для обеспечения полноценного развития велосипедного движения. Для достижения реальных результатов необходима также согласованная работа на всех уровнях всех сторон, заинтересованных в развитии велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры.

В целях обеспечения эффективного управления и взаимодействия по вопросам развития велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры необходимо:

-                   законодательно закрепить статус велосипеда как самостоятельного и полноценного вида транспорта;

-                   включить задачу по развитию велосипедного транспорта в документы стратегического планирования всех уровней. При этом должны быть установлены ориентиры развития велосипедного транспорта (количество поездок на велосипеде, % людей, регулярно пользующихся велосипедом и т.д.)

-                   в государственных программах субъектов Российской Федерации, предусматривающих развитие транспортной инфраструктуры, целесообразно выделить отдельные задачи, целевые показатели и мероприятия, связанные с реализацией мер по развитию велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, а также предусмотреть средства на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание объектов велосипедной инфраструктуры, в том числе расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.

-                   закрепить за соответствующими органами исполнительной власти полномочия по реализации политики по развитию велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры на всех уровнях: федеральном, региональном и местном;

-                   разработать форматы взаимодействия и механизмы коммуникации между профильными органами исполнительной власти, ответственными за планирование и развитие транспортной инфраструктуры, развитие туризма, здравоохранение и образование, охрану окружающей среды для совместной работы по развитию велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры, и достижения эффекта синергии при реализации направленных на это мероприятий;

-                   организовать статистический учет передвижений на велосипеде;

-                   внедрить мероприятия по количественной и качественной оценке эффектов от развития велосипедного движения и инфраструктуры с использованием современных методик;

-                   законодательно закрепить статус иных средств малой персональной мобильности (электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры и др.), учитывая их растущую популярность и число пользователей.

С учетом итогов круглого стола участники рекомендовали АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» представить вышеизложенные предложения на очередном заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области под председательством Министра транспорта Российской Федерации Е.И. Дитриха.