Главная - Пресс-центр - Новости - 2018 - Июнь - Юридические аспекты ГЧП обсудили на круглом столе

Юридические аспекты ГЧП обсудили на круглом столе

4 июня

1 июня в рамках IV ежегодной конференции «Государственно-частное партнерство: модели и опыт» Дирекция совместно с Институтом «Высшая школа менеджмента»» провели круглый стол «Законодательные инициативы ГЧП в сфере транспорта: реальные перспективы или бесплодные усилия?».

В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта РФ, федеральной и региональной государственной власти, известных консалтинговых компаний, представителей бизнеса, а также студенты, аспиранты и молодые ученые, занимающиеся исследованиями ГЧП в различных секторах транспортной отрасли.

В рамках круглого стола эксперты обсудили законодательные инициативы, направленные на расширение диапазона применения государственно-частного партнерства в сфере транспорта посредством привлечения внебюджетного финансирования в проекты, связанные с осуществлением регулярных перевозок общественным транспортом, а также привлечения частных инвестиций в целях создания и обеспечения функционирования системы электронного резервирования времени въезда в пункт пропуска через государственную границу.

Модераторами дискуссии выступили Светлана Маслова, руководитель «Центра исследований ГЧП Высшей школы менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета и Ольга Потифорова, начальник управления по ГЧП и внешним связям Дирекции.

В качестве ключевых спикеров в экспертном обсуждении выступили: Сергей Маркин, заместитель директора Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу, Алексей Чичканов, исполнительный вице-президент «Газпромбанка», Андрей Киселев, заместитель руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал, Павел Карпунин, партнер компании «Capital Legal Services, эксперт в сфере ГЧП Роман Голованов.

В ходе обсуждения вопроса об актуальных и первоочередных потребностях пунктов пропуска через Госграницу РФ Сергей Маркин сообщил, что на сегодняшний день система пунктов пропуска в России состоит из 313 функционирующих пунктов пропуска, из них 186 расположены на объектах, не являющихся федеральной собственностью. А также сообщил, что для обеспечения деятельности государственных контрольных органов сложилась практика заключения договоров безвозмездного пользования имуществом на условиях разделения затрат, предусматривающих обязательства собственников объектов за свой счет содержать переданное имущество. Таким образом, императивная норма законопроекта, предусматривающая обязательства правообладателей не федерального имущества обеспечивать мероприятия по его содержанию и эксплуатации, фактически отражает уже сложившиеся хозяйственные отношения заинтересованных сторон.

Поделился опытом строительства и обустройства государственной границы на пограничных участках России с Грузией Нугзар Санакоев, Генеральный директор ООО «СМП «Тур».

Представитель РУП «Белтаможсервис», Игорь Терещенко, поделился опытом реализации проекта электронной очереди на пунктах пропуска через границу в Республики Беларусь. Эксперт сообщил, что 80% прибыли, получаемой от пользователей сервисов электронной очереди, отдается частному инвестору.

По вопросу возможности частного сектора быть задействованным в целевой эксплуатации пунктов пропуска, первый заместитель Генерального директора Дирекции Михаил Громов отметил, что инвестору лучше не брать на себя дополнительные обязательства по эксплуатации инфраструктуры пунктов пропуска и, что целесообразно ограничиться техническим обслуживанием инвестором таких объектов. «При этом, сопутствующая инфраструктура может быть создана инвестором, но не должна быть интегрирована на территорию пункта пропуска, чтобы не повлечь за собой дополнительное и неорганизованное скопление автотранспорта и людей. Размещение дополнительных инфраструктурных объектов, таких как автостоянки, кафе, зона ожидания, возможно на территории за границами пункта пропуска и находиться в сфере деятельности частного сектора», - добавил он.

ГЧП.jpg

По итогам обсуждения эксперты единодушно согласились, что необходимо развивать инфраструктуру пунктов пропуска и, что международный опыт создания системы электронного резервирования времени въезда на государственную границу может быть использован в России на принципах ГЧП.

Сергей Маркин отметил, что в ближайшее время рассматривается возможность  реализации пилотного проекта – создание электронной очереди на государственной границе РФ.

Во второй части круглого стола экспертами обсуждались законодательные инициативы в целях обеспечения возможности привлечения инвесторов для создания/реконструкции объектов транспортной инфраструктуры с последующим осуществлением регулярных перевозок на условиях концессионного соглашения или соглашения ГЧП.

Начальник отдела сопровождения проектов управления по ГЧП и внешним связям Дирекции Эльмира Ковальчук, рассказала о предложениях Дирекции, связанных с  внесением изменений в ФЗ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Мы считаем, что правового регулирования для обеспечения гарантии эксплуатации объектов общественного транспорта концессионером достаточно, если в законе будет закреплена норма, позволяющая государственному заказчику заключить государственный контракт с концессионером  как с единственным поставщиком. Более того, обязательства по осуществлению регулярных перевозок концессионером должны быть прописаны в отдельном государственном контракте в соответствии с действующим законодательством РФ на срок и в соответствии с условиями, установленными соглашением с концессионером/частным партнером, а не включены в концессионное соглашение». 

ГЧП1.jpg

В дискуссии по данному вопросу приняли участие представитель Комитета по тарифам – Елена Халикова, эксперт в сфере ГЧП Роман Голованов,  начальник сектора правового обеспечения проектов ГЧП Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Даниил Подшивалов, представитель компании «Качкин и партнеры»Лусине Арутюнян.

Итоги обсуждения данной законодательной инициативы подвела модератор круглого стола Ольга Потифорова, предложив поддержать законопроект Минэкономразвития России, содержащий единую логику с законопроектом Дирекции, и устанавливающий, что условием концессионного соглашения может быть обязательство концедента обеспечить осуществление закупок государственными или муниципальными заказчиками товаров, работ, услуг, производство (выполнение, оказание) которых обеспечивается концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. А также, закрепляющий, что под деятельностью с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения понимается использование объекта концессионного соглашения в целях осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с целевым назначением объекта концессионного соглашения.

Подводя итоги круглого стола, все участники, как представители органов государственной власти, так и эксперты в области юриспруденции высказали единое мнение, что смотрят с оптимизмом на перспективы законопроектов ГЧП в сфере транспорта.